Как менялся автозаправочный бизнес в Татарстане
(
3 декабря 2024 16:42 , ИА "Девон" )
Топливно-заправочный рынок Татарстана сегодня считается одним из самых развитых в России. Однако он несколько отличается от других регионов по своей структуре и имеет свою историю. Об этом рассказывают авторы проекта
«ТатарстанДа». Информагентство «Девон» приводит этот материал в изложении.
ЗАРОЖДЕНИЕ СЕРВИСА.
В наши дни на рынке царят сервис и комфорт. Компании запускают бонусные программы и предлагают различные дополнительные услуги. Но в конце 1980-х — начале 1990-х заправка автомобиля могла превратиться в квест с поиском АЗС и нормального бензина на ней.
Бывалые водители помнят непрезентабельные колонки с механическими счётчиками. Стоит ли говорить о вежливости персонала и гарантированно качественном топливе?
В Москве подобие сервиса на АЗС начали внедрять после Олимпиады 1980 года. В Татарстане же его зачатки появились спустя почти 20 лет. Еще в 1990-х топливная карта республики представляла собой две примерно равные области.
В Казани и вокруг столицы большая часть заправок принадлежала «Татнефтепродукту». В восточной части республики АЗС были под контролем «Татнефти». Значительную долю в уставном капитале «Татнефтепродукта» имела Республика Татарстан, «Татнефть», а позже и компания «ТАИФ».
Можно вспомнить такие компании, как «Корсар». Она относилась к сети «Таиф» и «Автодорстрой». Владельцем сети значился Алексей ПЯТНИЦЫН. Некоторые «частники» работали под федеральными брендами, например, «Роснефтепродуктом».
В начале двухтысячных, с резким ростом автомобилизации, АЗС стало больше. Часть таких заправок не выдержала конкуренции с крупными инвесторами и закрылись. Некоторые владельцы успели продать бизнес.
В нулевых в Казани появилась первая заправка крупной федеральной компании - ЛУКОЙЛа. Считалось, что на заправочную станцию на улице Космонавтов привозят очень качественное топливо. И многие водители начали специально ездить с разных районов города именно сюда.
Там предлагали такие услуги, как подкачку шин и протирку окон. Автомобилисты могли заправиться несколькими видами бензина. Заявлялось, что ЛУКОЙЛ продавал топливо напрямую от производителя. Среди клиентов считалось, что оно гораздо лучше местного. Так это или нет, проверить было сложно.
ЛЕГЕНДЫ ОБ «ОСОБОМ» БЕНЗИНЕ.
Были в городе и «легендарные» автозаправочные станции местных сетей. Там, по слухам, заправлялись начальственные авто. Одна из них находилась на Ершова, другая - напротив Дворца Спорта на улице Кирова (ныне - Московская). Многие считали, что для особенных клиентов льют специальный бензин из отдельного резервуара.
Многие помнят и другие бренды с тех времён. Например, на той же улице в центре Казани располагалась заправка с ныне уже исчезнувшим брендом Apex.
Торговля некачественным топливом – нередкое явление до начала 2010-х годов. В республике было несколько крупных скандалов с десятками испорченными плохим топливом двигателей. В основном, этим грешили небольшие частные заправки. Немало автолюбителей считало, что 92-й и 95-й сделаны на основе АИ-80 с добавлением присадок.
До середины 2000-х в республике Татарстан самым популярным был уфимский бензин. На многих АЗС даже вывешивали баннеры с надписью «бензин из Уфы», так как ближайшее производство было именно там. Собственное топливо в РТ появилось лишь в 2005 году на нижнекамском нефтеперерабатывающем заводе ТАИФ-НК.
Сегодня в республике есть два больших производителя бензина — ТАНЕКО (входит в Группу «Татнефть») и ТАИФ-НК. Фактически они закрывают почти целиком потребности региона. Сейчас татарстанский бензин представлен даже на АЗС других, неместных брендов.
После череды слияний и поглощений, а также прихода на рынок новых игроков, рынок АЗС Татарстана стал куда более конкурентным и разнообразным. Сейчас он представлен несколькими крупными игроками и частью больших нефтяных корпораций, которые зашли в республику.
Крупнейшей заправочной сетью здесь владеет «ТАИФ-НК». В эту сеть в разное время вошли «Карсар» (21 заправка), «Автодорстрой» (50 АЗС) и часть АЗС «Татнефтепродукта» (порядка 150 объектов). Сейчас у
ТАИФ-НК насчитывается более 200 заправочных станций в Татарстане.
«Татнефти» принадлежит более 175 АЗС на территории РТ. За очень короткое время автозаправочные станции компании появились в других регионах. Часть из них работают на условиях франчайзинга. Бензин и качество сервиса «Татнефти» сегодня высоко ценят и в столичных регионах. Татарстанский бензин уже стал брендом.
Справка «Информ-Девон»:
Заправочная сеть «Татнефти» насчитывает 1552 АЗС в России и других странах. На российских АЗС компании продается автобензин и дизтопливо производства ТАНЕКО.
Нефтеперерабатывающий комплекс был построен в 2010 году. На нем в 2020 году начали выпускать бензины АИ-92, АИ-95, АИ-98, АИ-100 стандарта «Евро-6». Двумя годами ранее на ТАНЕКО освоили производство дизтоплива высшего экологического класса.
НОВЫЕ БРЕНДЫ И БУДУЩЕЕ ОТРАСЛИ.
Еще одним известным брендом является Ирбис. Более 40 АЗС в Татарстане. С 2001 по 2014 годы фирме «Транзит Сити» удалось создать сеть автозаправочных комплексов (АЗК) под франшизами крупных федеральных брендов. Показатели компании росли, и было принято решение создать собственный бренд IRBIS.
Сегодня заправки компании можно увидеть от Москвы до Набережных Челнов. Учредителями «Транзит Сити» числятся Ринат ГАБДЕЛЬХАКОВ, Олег ДЕРЯГИН, Ирик ВАЛИЕВ, Игорь ТАЛДЫКИН и еще несколько человек.
Если говорить о «варягах», ЛУКОЙЛу принадлежит в республике более 40 АЗС. Эта же компания контролирует заправочные станции «Тебойл» (всего их 19). TEBOIL - изначально была финской компанией, занимавшейся поставками нефтепродуктов и розничным бизнесом.
Встречаются в республике заправки и других не менее известных брендов («Газпромнефть», «Башнефть»). Есть и относительно небольшие сети – «Эконом», «Илеком», «Магистраль» и другие. При этом в Татарстане нет часто встречающихся в соседних регионах заправок «Роснефти».
Как менялись цены? К примеру, в начале 1994 года АИ-92 стоил 250 рублей за литр, бензин А-76 — 220 рублей за литр. Дизельное топливо можно было купить за 200 рублей за литр. Это было до деноминации.
После денежной реформы 1998 года цены считали уже в рублях, а не в сотнях. Тот же 92-й продавался по 7,5 рублей за литр, дизель - в районе 5−6 рублей. В районе 2000-х 92-й бензин стоил 23−25 руб., а сегодня уже перевалил за 52 рубля. Тогда казалось, что это очень дорого. А сейчас разницу в 1 рубль с литра на разных заправках стала обычной.
Сегодня многие АЗС в части именно продажи топлива работают едва ли не себе в убыток или на грани себестоимости топлива. В этих условиях они добирают прибыль сервисом и продажей сопутствующих товаров.
В ближайшие годы автозаправки будут развивать новые виды сервиса, считают участники отрасли. Впрочем, традиционные АЗС борются уже не просто за клиента. Скоро им придется соперничать с зарядными станциями для электромобилей.
Перспективные места для появления заправочных станций еще есть в крупных городах и на новых магистралях, говорят эксперты. Это трасса из Москвы в Казань (М-12), Вознесенский тракт, новая объездная Нижнекамска и Набережных Челнов, а также трасса Алексеевск-Альметьевск.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татарстан, ТАИФ-НК, ТАНЕКО, Татнефть АЗС, Татнефтепродукт, история, качество бензина, цена бензина, ЛУКОЙЛ АЗС