Из-за аварии на НПЗ ЛУКОЙЛ просит конкурентов помочь с АИ-95
В Минэнерго заверяют о наличии запасов бензина, а эксперты предлагают создать топливный «буфер» из-за ситуации с Нижегороднефтеоргсинтезом.
(
16 января 2024 14:16 , ИА "Девон" )
Правительство России пока не рассматривает и не обсуждает возможность запрета экспорта бензина, в том числе из-за остановки работы установки на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа. Об этом сообщает
ТАСС, ссылаясь на источник в правительстве.
15 января в ряде СМИ сообщалось, что в кабмине ведутся подобные обсуждения. Якобы уже готовился соответствующий нормативный акт на случай, если придется оперативно ограничивать вывоз моторного топлива за рубеж.
При этом ЛУКОЙЛ уже прекратил экспорт бензинов, чтобы направить моторное топливо на внутренний рынок. По данным
Интерфакса, руководство нефтекомпании просило Минэнерго внести изменения в график производства нефтепродуктов и объемы биржевых продаж. Компания также обратилась к конкурентам с просьбой помочь с поставками до 200 тыс. тонн АИ-95 в январе и феврале.
В Минэнерго заявляли, что совместно с нефтекомпаниями разработали меры для продолжения бесперебойного обеспечения топливом внутреннего рынка на время ремонта Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа. Потребности рынка будут удовлетворены, несмотря на снижение выпуска топлива на заводе, отмечало министерство.
Товарные запасы составляют почти 2 млн тонн. Это более чем достаточно для удовлетворения спроса, считают в Министерстве энергетики РФ. Там также признали, что выпуск автобензинов в России сократился из-за этого происшествия.
Авария может дорого обойтись компании, считают аналитики
«БКС Экспресс». По крайней мере, пока не будут найдены запчасти в обход санкций. ЛУКОЙЛ (#LKOH) потерял половину или больше объемов выпуска бензина на своем НПЗ в Кстово (Нижегородская область).
Данная ситуация негативно отразится на показателях. Но это не критично. Нижегородский НПЗ (известен также как НОРСИ) — один из самых крупных и технологически сложных заводов ЛУКОЙЛа. Его мощность - 340 тыс. барр. в сутки.
В 2023 г. завод произвел около половины всего российского бензина ЛУКОЙЛа. Это 110 тыс. баррелей в сутки, подсчитали эксперты (больше 1,8 млн тонн в год – прим. ИА «Девон»). Для сравнения, в 2022 году предприятие переработало около 15 млн т нефти. Это около 5% от общей переработки в России.
Потеряв не меньше половины мощностей НОРСИ на неопределенный срок, ЛУКОЙЛу придется увеличить выпуск вакуумного газойля или мазута с более низкой стоимостью. Это снизит общую маржу переработки компании.
Точных данных нет, но авария может стоить ЛУКОЙЛу $1-1.5 млн в сутки в виде упущенной рентабельности переработки. Это примерно $365-530 млн в год. Компания может потерять приличную часть EBITDA (3-5%), которая в последние годы составляла $15-20 млрд. Однако сильной просадки акций на новостях не ожидается.
«Мы считаем, что, несмотря на санкции, компания вовремя найдет запчасти и вернет в строй установку каталитического крекинга, - отмечают в БКС. - Впрочем, снижение котировок компании а 1-2% выглядит справедливой реакцией. Вчера акции снизились в цене примерно на 1%, тогда как в целом по российскому нефтегазовому сектору наблюдалась смешанная динамика. Мы придерживаемся нейтрального взгляда на бумаги ЛУКОЙЛа с целевой ценой 8500 рублей за акцию».
В результате выхода установки из строя из баланса могло выпасть 200 тыс. тонн АИ-95 в месяц, приводит
«Коммерсант» слова эксперта Юрия БАРСУКОВА. Это несущественно на фоне январского экспорта, который в прошлом году составлял более 600 тыс. тонн высокооктанового бензина.
Но если бы авария случилась весной или летом, это была бы катастрофа для рынка, считает он. Потребители в период высокого спроса обычно сталкиваются с дефицитом именно высокооктанового бензина. И едва ли те самые 2 млн тонн запасов нефтепродуктов могли бы спасти ситуацию.
«Никто на рынке не понимает, сколько в этих 2 млн тонн именно высокооктанового бензина, - продолжает Барсуков. - Где конкретно он хранится, кому принадлежит и будет ли кто-то его продавать при скачке цен. Например, в январе 2023 года запасы бензина на нефтебазах в России были в районе 1 млн тонн, а полгода спустя — почти 1,3 млн. Но это не помешало биржевым ценам на бензин за это время вырасти на 45%».
О том, как запрет экспорта бензина и дизтоплива помог смягчить топливный кризис летом-осенью 2023 года - в материалах ИА «Девон».
В России нет профицита бензина, и не будет еще минимум несколько лет, прогнозирует эксперт. Особенно с учетом спроса на новых территориях и замедления модернизации нефтепереработки в условиях санкций.
«Следует вновь вернуться к вопросу о создании госрезерва хотя бы только по высокооктановому бензину и проведении товарных интервенций, как это сейчас работает на рынке зерна, - предлагает Барсуков. - Менее радикальным решением могла бы стать открытая публикация данных о запасах такого топлива по местам хранения».
Справка Информагентства «Девон»:
В конце декабря сообщалось о пожаре на установке Нижегородского НПЗ. В ЛУКОЙЛе заверяли, что производство продолжилось в штатном режиме. Вместе с тем, биржевые цены на бензин начали расти в начале января на фоне слухов об аварии.
С 10 по 15 января 92-й бензин на Санкт-Петербургской бирже СПбМТСБ подорожал на 4,7% - до 42 374 рублей за тонну. Стоимость АИ-95 дошла до 45562 рублей за тонну (+3,7%).
Об аварии на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе» компания сообщила 12 января. Была приостановлена работа одной из двух установок каталитического крекинга. Причиной стала поломка зарубежного компрессорного оборудования иностранного производства.
Это первый известный в РФ случай, когда западные санкции на поставки технологий нефтепереработки приводят к таким последствиям. Оперативно заменить оборудование не получается по этой же причине. Но ЛУКОЙЛ намерен завершить ремонт до весны.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: бензин автомобильный, ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез, Минэнерго, Кризис, цена бензина