Глобальный «Юг» будет драйвером спроса на нефтепродукты
В Татнефти среди мировых трендов в этой сфере называют также ускорение электромобилизации, рост авиаперевозок и спроса нефтехимии на нафту.
(
11 июня 2024 16:45 , ИА "Девон" )
Мировой спрос на нефтепродукты в 2023 году почти вернулся на допандемийный уровень. При этом он в ближайшие годы будет расти благодаря глобальному развитию нефтехимии и росту авиаперевозок. Об этом Информагентство «Девон» узнало из опубликованного 11 июня отчета компании к годовому собранию акционеров ПАО «Татнефть».
В мире продолжается восстановление спроса на жидкое топливо. По итогам 2023 года потребление основных продуктов нефтепереработки выросло почти на 3%. Это на 1% ниже допандемийного уровня 2019 года.
Наибольший рост (16%) пришелся на реактивное топливо. Его потребление достигло 89% от показателя, наблюдавшегося до пандемии. Лидером по росту спроса на авиакеросин стал Китай (более 70% роста), отказавшийся в начале прошлого года от политики «нулевой терпимости» к коронавирусу COVID-19.
Мировое потребление автобензина и дизельного топлива восстановилось до средних значений 2019 года. За год рост оценивается в 3% и 1% соответственно. Однако ожидается замедление роста спроса на основные нефтепродукты до 1,7% в 2024 году и 0,9% в 2025 году.
Изменения в первую очередь затронут автобензин и дизель. Дело в том, что в Китае, США и Европе активно идет электрификация автотранспорта. Также растет топливная эффективность транспортных средств. Развиваются технологии применения альтернативных источников энергии (биотоплива, природного газа и электричества).
Эти факторы, а также ввод новых перерабатывающих мощностей по всему миру, скорректируют и маржинальность производства моторного топлива. В 2024 году планируется запуск ряда НПЗ в Африке, Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Их суммарная мощность должна составить 2 млн баррелей в сутки. Дополнительные объемы могут быть частично нивелированы закрытием НПЗ в Великобритании и США.
Ожидается, что в 2024–2025 гг. разница между ценой на нефть и нефтепродукты (крек-спреды) снизится. При этом эти показатели останутся выше исторических значений, наблюдаемых до 2022 года.
В долгосрочной перспективе динамика спроса на основные нефтепродукты будет определяться ростом населения, динамикой ВВП, развитием низкоуглеродной генерации и темпами энергоперехода. Прогнозируется, что уже со второй половины текущего десятилетия страны Северной Америки и Европы начнут постепенно отказываться от автобензина и дизтоплива.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона могут достичь пика спроса на моторное топливо в 2030–2035 гг. Далее спрос будет ежегодно сокращаться в среднем на 1%.
Спрос на ДТ будет падать медленнее в результате роста грузоперевозок и более медленного развития электрификации грузового транспорта. В Африке потребление топлива будет расти и после 2030 года, но темпы замедлятся с 2,3% до 1,2%.
Основными драйверами роста спроса на нефть и нефтепродукты станут растущий спрос на нафту со стороны нефтехимии (на 1,4% до 2050 года), а также на реактивное топливо. Усиление межрегионального и внутреннего авиасообщения обеспечат основной прирост спроса на нефть до 2050 года в среднем на 1,2%.
На маржинальность отрасли могут повлиять закрытие или перевод на производство биотоплива ряда неэффективных НПЗ в развитых странах; закрытие и ввод новых перерабатывающих мощностей после 2030 года.
Среди других возможных негативных факторов - слабый экономический рост и ускорение энергоперехода. Последнее возможно усиления опасений по поводу энергетической безопасности региона (вероятно, имеются в виду Россия, а также страны Ближнего Востока – прим. ИА «Девон»).
Кроме того, могут замедлиться темпы декарбонизации транспортного сектора из-за недостаточности или отсутствия технологий, а также господдержки. Отмечается также высокая стоимость производства, приобретения, обслуживания электромобилей и заправочной инфраструктуры.
Комментарий «Информ-Девон»:
Ранее сообщалось, что в 2028 году, по оценкам ОПЕК, миру будет требоваться порядка 110,2 млн баррелей «черного золота». За ним последует снижение спроса к 2050 году. Это произойдет из-за замедления роста автопарка во многих странах, повышения эффективности двигателей автомашин и постепенного перехода на электромобили.
Применительно к России давать прогнозы сложнее по ряду причин. Здесь и возможность разрастания военного конфликта с Западом (включая попытки атак на НПЗ), и экономические проблемы, и ужесточение санкций… А что касается электромобилей, то основная масса транспорта в РФ еще долгие годы будет ездить на традиционном топливе. На это влияют и климатические условия, и слабая зарядная инфраструктура, и дороговизна машин в целом.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: моторное топливо, планы, Альтернативная энергия, Транспорт, Бензин, дизтопливо