Эксперты проанализировали дороговизну бензина на АЗС
А Свердловский ФАС заявил, что готов проверить ЛУКОЙЛ из-за дефицита топлива.
(
24 октября 2023 19:36 , ИА "Девон" )
В некоторых регионах всё еще наблюдается дефицит моторного топлива и рост цен на заправках. И это несмотря на некоторое снижение цен на бирже. О том, что происходит на топливном рынке России – в подборке Информагентства «Девон».
ФАС ЖДЕТ ОБРАЩЕНИЙ УРАЛЬЦЕВ.
Управление ФАС по Свердловской области готово провести проверку в связи с дефицитом топлива на заправках ЛУКОЙЛа в Екатеринбурге. Об этом сегодня рассказал замглавы регионального управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Волков.
«Поскольку сокращение производства товара, на который имеется спрос при наличии рентабельного производства, образует злоупотребления доминирующим положением на рынке, есть почва для нашей деятельности», — приводит слова Волкова агентство
«ЕАН». Но перед этим ведомство должно получить обращение от граждан.
С конца прошлой недели жители Свердловской и Челябинской области массово стали жаловаться на перебои в работе АЗС «ЛУКОЙЛа». В частности, на них не хватает бензина АИ-92, АИ-95 и АИ-100. В компании подтвердили, что на заправках есть перебои с некоторыми марками бензина. Однако в ЛУКОЙЛе не смогли уточнить, когда появится топливо.
Дефицит бензина марок АИ-92, АИ-95 и АИ-100 и дизельного топлива в Свердловской области, вероятнее всего, появился из-за логистических проблем. Об этом изданию
URA.RU рассказал представитель общественного совета в УрФО по развитию рынка такси в регионах РФ Владимир ГЕРАСИМЕНКО.
«Может, это связано с логистическими проблемами доставки топлива на заправочные станции, которые носят временный характер, - считает эксперт, - Тем более профилактические ремонты НПЗ закончены и дефицита топлива быть не должно».
Еще одной возможной причиной нехватки топлива Герасименко называет беспошлинные поставки бензина и ДТ на рынок Евразийского экономического союза. Они могли привести к дефициту топлива. В ЕАЭС, кроме РФ, входят Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан.
Первые перебои с бензином в Екатеринбурге возникли в начале октября. Данное явление наблюдалось не только на заправках ЛУКОЙЛа, утверждает портал
«Екатеринбург онлайн». Так, на АЗС «Газпромнефть» на улице Халтурина несколько дней не было 95-го бензина. При этом представители заправочного бизнеса подчеркивали, что региону не грозит дефицит топлива.
Кроме того, на одной из АЗС "Башнефть" в Магнитогорске невозможно заправить автомобиль, сообщает издание
«Вечерний Магнитогорск». В продаже на улице Советской есть только дизельное топливо. В компании заявили, что причина – в поломке заправочного пистолета. Однако маловероятно, что на АЗС внезапно сломались все пистолеты.
Между тем, Ханты-Мансийское УФАС возбудило административное дело в отношении ООО «Юганскнефтепродукт» и ООО «Нефтепродуктсервис». Об этом ИА «Девон» узнало из сообщения управления.
Компании согласованно повысили цены на 92-й и 95-й автобензины и дизтопливо. Это запрещено законом РФ «О защите конкуренции». По предварительным данным, повышение цен не связано с экономически обоснованными причинами. Дело рассмотрят 15 ноября.
Справка «Информ-Девон»:
ООО "ЮНП" образовано в 2005 году. "ЮганскНефтеПродукт" продает ГСМ через свои заправки в городе Нефтеюганска, Нефтеюганском и Ханты-Мансийском районе (правый берег Приобского месторождения). Учредителем ЮНП является Сергей ИВАНОВ. ООО "НефтеПродуктСервис" создано в 2010 году. НПС продает топливо в тех же районах, что и ЮНП. Учредителем «НефтеПродуктСервиса» выступает Алексей ПЛАКСИН.
ЧТО С ЦЕНАМИ НА ТОПЛИВО?
Тем временем, стоимость бензина на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) во вторник снизилась на 2-4%. Летнее дизельное топливо подешевело на 1%, сообщают
«РИА Новости».
Цена АИ-92 в Европейской части России во вторник снизилась на 1,75%, до 49953 рублей за тонну. 95-й бензин подешевел на 3,53%, до 54879 руб. Летнее дизтопливо подешевело на 1,03% - до 58630 руб. При этом стоимость межсезонного дизтоплива выросла на 0,76%, до 58327 руб. Зимний ДТ подорожал на 0,8%, до 70693 рублей за тонну.
Это может быть связано с тем, что Правительство России с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. 6 октября был снят запрет на экспорт дизтоплива по трубопроводам для компаний, поставляющих на внутренний рынок не менее 50% своего топлива.
Власти также вернули прежний размер выплат по демпферу для нефтепереработчиков. Была введена заградительная пошлина на экспорт для посредников в размере 50 тысяч рублей за тонну. Повышены нормативы обязательных продаж бензина Аи-95 и дизеля на бирже до 15% и 12,5%. Эти меры были призваны устранить топливный дефицит и остановить рост цен.
На этом фоне депутаты Госдумы от ЛДПР уже предложили законодательно ограничить рост розничных цен на бензин и ДТ. Законопроект внесен в Госдуму и запланирован к рассмотрению в осеннюю сессию. Об этом сообщает
«Российская газета».
Предлагается установить предельные розничные цены на бензин сроком не менее чем на три года. Для дизтоплива этот срок может составить пять лет. В таком случае регулироваться цены будут Правительством РФ. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что демпфирующий механизм, работающий с 2019 года, не дают для конечного потребителя видимых результатов.
Однако если АЗС будут торговать топливом по ценам ниже маржинальности, то их придется субсидировать. В отрасли давно говорят, что АЗС получают большую часть выручки с сервисных услуг и магазинов на заправках.
Правда, на сегодняшний день это лишь позволяет АЗС сводить концы с концами. Компенсация выпадающих доходов АЗС должна быть "вшита" в стоимость товаров и услуг. Это ведет к их подорожанию.
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НЕ ПОМОЖЕТ.
«Восстановление сталинских методов управления экономикой нас до добра не доведет, - считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин СИМОНОВ. - Если мы говорим про рыночную экономику, какие могут быть предельные цены на внутреннем рынке? А если при этом экспортные цены останутся рыночными, то тогда нефтяники все топливо отправят на экспорт».
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл РОДИОНОВ считает, что введение предельно допустимых топливных цен лишь усугубит проблемы топливного рынка. Одной из них является дефицит, возникший из-за резкого увеличения нагрузки на сеть РЖД. Это привело к удлинению сроков доставки дизельного топлива с НПЗ и нефтебаз до коммерческих потребителей.
Как отмечает Симонов, государство может вмешиваться в работу рынка. Методы должны быть экономическими, а не командно-административными. Это могут быть экспортные пошлины, демпфер, схожие механизмы. По мнению эксперта, сейчас больше внимания стоит обратить на курс рубля.
По мнению Родионова, есть три ключевых механизма, которые могут обеспечить устойчивое снижение цен в рознице. Во-первых, это сокращение топливных акцизов. Они за восемь лет выросли почти втрое. Сокращение акцизов приведет к снижению издержек нефтеперерабатывающих заводов. Это будет работать на снижение оптовых цен.
Во-вторых, это увеличение нормативов биржевых продаж до 50% для бензина и до 33%% - для ДТ. Это увеличит конкуренцию на бирже. Топливо станет доступнее для независимых АЗС. Из-за этого крупные сети не смогут повышать цены без угрозы потери рынка.
Это снизит стоимость закупки топлива для трейдеров. Они смогут перепродавать топливо коммерческим потребителям по более низким, нежели у региональных производителей, ценам.
В-третьих, это облегчение региональных правил предоставления земли под строительство новых АЗС. Облегчится вход для новых игроков на региональные розничные рынки. В отличие от директивного регулирования цен, эти меры окажут долговременное воздействие на нефтяной рынок. Ему в таком случае не потребуется "ручное управление", считает Кирилл Родионов.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ЛУКОЙЛ АЗС, Свердловская обл, Кризис, цена бензина, ФАС, ХМАО - Югра, Биржи, моторное топливо, дизтопливо