Архив новостей

Октябрь2021

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Эксперты призывают реформировать рынок нефтепродуктов

Бензиновое эмбарго, биржевые нормативы и демпфер ненадолго сдержат рост цен, считают они.

(10 августа 2021 12:51 , ИА "Девон" )

Вице-премьер РФ Александр НОВАК предложил донастроить биржевую торговлю нефтепродуктами. «Речь может идти о временном запрете продажи топлива не производителям, запрете на приобретение топлива аффилированными с вертикально интегрированными нефтяными компаниями лицами и ограничении предельного роста внутри торговой сессии», — приводит его слова РБК. Также Новак поручил Минэнерго проработать меры по стабилизации рынка сжиженных углеводородных газов (СУГ), «чтобы гарантировать достаточный уровень предложения для потребителей».

 

Правительство РФ по итогам совещания у вице-премьера Александра НОВАКА 9 августа приняло решение пока не вводить запрет на экспорт бензина. Глава Российского топливного союза Евгений АРКУША подтвердил, что такое решение было принято, пишут «Ведомости».

 

По его словам, одним из условий отказа от жестких регуляторных мер на рынке топлива, которые на совещании озвучил Новак, стало увеличение объемов торгов бензином на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) на 5000 т в сутки. В июле в сутки продавали по 28000-36000 т. Присутствовавшие на совещании представители нефтяных компаний согласились с этим, сказал Аркуша.

 

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей СУВЕРОВ считает, что это скорее психологическая планка. Нефтяным компаниям для реального снижения цен на бензин придется поставлять на биржу даже большие объемы топлива. Другой источник издания уточняет, что нефтяникам дали время до сентября, чтобы стабилизировать ситуацию с оптовыми ценами на бензин.

 

В июне и июле НПЗ сократили экспорт бензина как минимум вдвое к предшествующим месяцам текущего года, следует из данных ЦДУ ТЭК. В июле они вывезли за рубеж 120200 т бензина 5-го экологического класса – это на 13% ниже показателя июня 2021 г. На автомобильное топливо класса «Евро-5» приходится около 80% поставляемого за рубеж бензина.

 

Основной экспортер топлива – «Сургутнефтегаз», на него в июле пришлось 62,4% поставок бензина на экспорт (75000 т). Он же сильнее всех сократил продажи за рубеж. В январе – июне «Сургутнефтегаз» экспортировал 64% произведенного топлива (810000 из 1,26 млн т), а в июле – лишь 39% из 193000 т.

 

Доля экспорта в производстве у остальных поставщиков также сократилась: у «Газпром нефтехим Салават» – с 31 до 12%, у «Фортеинвеста» – с 27 до 4,1%. В продажах «Роснефти» экспорт бензина в июле составил 1,4% против среднего 2,6%, «Газпром нефти» – 2,1% против 4,6%. ЛУКОЙЛ и ТАИФ в июле не экспортировали бензин.

22 июля оптовая цена бензина Аи-92 на СПбМТСБ пробила отметку в 57 500 руб./т, Аи-95 – 60 000 руб./т, достигнув нового исторического максимума.

 

В тот же день министр энергетики Николай ШУЛЬГИНОВ заявил, что министерство уже обратилось в правительство с просьбой ускорить процесс введения временного эмбарго на экспорт бензина. Сразу после заявления Шульгинова стоимость топлива на бирже пошла вниз. Поставки на внутренний рынок после угроз главы Минэнерго резко нарастил «Сургутнефтегаз» (подробнее о ситуации - в материале Информагентства «Девон»).


Правительство пытается стабилизировать цены внутри страны на фоне роста спроса на бензин в период отпусков, а также плановой остановки НПЗ на ремонты. Ограничение на экспорт бензина не вводилось с 2011 г. К такой радикальной мере власти не стали прибегать даже весной 2018 г., когда рост цен достигал 5% ежемесячно. Вместо этого предпочли договориться с нефтяными компаниями о временной заморозке цен в опте.

 

Сегодня уже действует несколько рыночных механизмов сдерживания внутренних цен на моторное топливо. Это введенный в 2019 г. демпфер, сглаживающий негативный эффект от скачков цен на нефть на мировом рынке, и требование для НПЗ продавать часть топлива на бирже. Норматив по бензину составляет 11% от общего объема производства. Весной 2021 г. из-за роста цен на моторное топливо в России правительство было вынуждено вносить корректировки в оба механизма. Параметры демпфера были изменены для увеличения выплат нефтяникам при продаже на внутренний рынок. Обязательный норматив по торговле бензином на бирже вырос с 10 до 11%.

 

Запрет экспорта бензина может увеличить объем предложения на внутреннем рынке на 120 000–350 000 т в месяц (4–11%), в результате оптовые цены упадут на 6000–7000 руб./т. Но снижение оптовых цен, по словам генерального директора «Петромаркета» Ивана ХОМУТОВА, негативно отразится на доходности российских НПЗ. Потери в маржинальности составят порядка 30%.

 

«И это не единственная проблема, – предупреждает Хомутов. – У НПЗ появятся стимулы снизить производство бензина, одновременно нарастив выпуск нафты (лигроин) под экспортные поставки». При этом запрет на экспорт нафты ударит уже не только по НПЗ, но и по газоперерабатывающим и нефтехимическим заводам. Около 1,75 млн т в месяц этого продукта, по оценкам Хомутова, окажутся невостребованными.

 

Мощности нефтехимических предприятий в России позволяют переработать всего 400 000–600 000 т нафты в месяц. Отсутствие возможности хоть куда-то пристроить избыточную нафту не оставит производителям иного выхода, кроме как сократить объемы переработки нефти, считает Хомутов. По оценкам «Петромаркета», загрузка НПЗ сырьем может снизиться на 35%, или на 8,5 млн т, в месяц.

 

Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий ГУСЕВ называет меру по запрету экспорта «элементом ручного регулирования» рынка. Она позволит временно снять проблему роста оптовых цен на бензин, но не решит ее в долгосрочной перспективе, подчеркнул он.

 

По словам Гусева, для насыщения внутрироссийского рынка моторным топливом нужна глобальная «донастройка» налоговой системы – в том числе в части повышения рентабельности переработки нефти и розничных продаж через АЗС. Ситуация не изменится, пока не будут созданы долгосрочные условия для рентабельной переработки.

По словам президента Независимого топливного союза Павла БАЖЕНОВА, запрет на экспорт изначально не был похож на реальную меру. Скорее это был сигнал в сторону ВИНК о том, что пора бы что-то сделать с высокими оптовыми ценами.

 

Мера изначально выглядела сырой и непроработанной, заявил он.

«Или отпускайте розницу, отменяйте дискриминационный демпфер и вводите адресное субсидирование потребителя. – приводят «Известия» слова эксперта. - Разве справедливо, что экспортные 10% от объема производства определяют цену 90% бензинов, идущих на внутренний рынок? Пора уже пересмотреть действующие правила игры и создать полноценный рынок.

 

Представитель «Роснефти» сказал, что компания сегодня наращивает выпуск бензина даже в условиях отрицательной рентабельности производства. Он добавил, что доля «Роснефти» в совокупном объеме биржевых продаж составила с начала года 46% по автобензинам и 42% по дизтопливу, что значительно выше установленных нормативов.

Кроме того, «Роснефть» скорректировала сроки плановых ремонтов на своих НПЗ и увеличила объем производства топлива, а также долю продаж на бирже. Это необходимо для стабилизации ситуации на топливном рынке.

Поиск по теме: цена бензина, Минэнерго, СПбМТСБ, Роснефть НПЗ, Сургутнефтегаз

 

к следующей новости раздела

10 августа 2021

Газпром восстанавливает поставки сырья в Европу после аварии на Уренгойском заводе

к предыдущей новости раздела

6 августа 2021

Сеть АЗС «Ирбис» перешла Каму

к следующей новости главной ленты

10 августа 2021

Газпром восстанавливает поставки сырья в Европу после аварии на Уренгойском заводе

к предыдущей новости главной ленты

10 августа 2021

Суд указал "Малым нефтяным компаниям Татарстана" на качество нефти