Архив новостей

Октябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Эксперты объяснили стремительное подорожание 95-го бензина

Виноваты опережающий спрос, ремонты на НПЗ и несовершенный демпфер.

(9 августа 2024 19:45 , ИА "Девон" )
В России продолжается рост цен на моторное топливо. Биржевые котировки бензина на Санкт-Петербургской бирже находятся на годовом максимуме. В некоторых регионах на этом фоне начинают переписывать ценники на АЗС. И это, несмотря на то, что с 1 августа снова ограничен экспорт бензина. О том, что происходит на топливном рынке РФ – в подборке ИА «Девон».

НУЖНА КОРРЕКТИРОВКА ДЕМПФЕРА.

Биржевая стоимость бензина АИ-92 на сегодняшний день достигла 55,1 тыс. рублей, пишет «Бизнес Онлайн». АИ-95 за месяц вырос в цене на 9,4% —до 73,7 тыс. руб. за тонну. В рознице цены также растут.

Но рост цен на российских АЗС по итогам года будет ниже уровня инфляции, уверен первый замминистра энергетики РФ Павел СОРОКИН. На это должен повлиять августовский запрет на экспорт. Это позволит не допустить ухудшения ситуации на рынке в условиях ремонтов на НПЗ и сохраняющегося сезонного спроса в осенний период.

Рост оптовых цен связан с тем, что розничные продажи некоторых марок бензина сегодня невыгодны. Дополнительными факторами являются высокий летний спрос, ремонт и восстановление нефтеперерабатывающих заводов после атак дронов. Также спрос на дизель «подогревает» уборочная кампания.

Кроме того, на рост биржевых цен на АИ-95 также влияют правила демпферных выплат. Когда экспорт топлива становится выгоднее поставок на внутренний рынок, то государство компенсирует разницу нефтеперерабатывающим компаниям за поставки в РФ. В противном случае компании платят в бюджет.

«По 95-му и всем остальным высокооктановым бензинам справочных предельных цен в механизме нет, поэтому они гуляют, - говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита МАСЛЕННИКОВ. – Плюс правительство долго тянуло с увеличением нормативов в продаже бензина и дизтоплива».

Тем временем, Минфин РФ подготовил законопроект об отмене одновременного обнуления выплат по топливному демпферу для бензина и дизтоплива, сообщает РБК. Демпфер для АИ-92 будет обнуляться в случае превышения предельного уровня цен более чем на 10%, а для дизеля — на 20%.

Это позволит не лишать компании бюджетных выплат при превышении предельного уровня цен только по одному нефтепродукту. Также Минфин предложил применять до 1 января 2033 года инвестиционную надбавку к «обратному» акцизу на нефть.

«Обратный» акциз на нефть предполагает налоговый вычет в зависимости от количества произведенного топлива, расположения НПЗ. Он также учитывает уровень модернизации заводов и т.д.

КАК УМЕНЬШИТЬ ТОПЛИВНЫЕ ПЕРЕКОСЫ.

Есть еще одна проблема. В России спрос на 95-й бензин растет быстрее, чем его производство, отмечает «Российская газета». А доля продаж этой марки на бирже не соответствует потреблению. В результате биржевые котировки АИ-95 идут вверх опережающими темпами.

Причин этому может быть несколько. Во-первых, при производстве высокооктановых бензинов применяют присадки. Чаще всего используется метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Он увеличивает октановое число бензина и улучшает качество сгорания.

Скорее всего, этой присадки не хватает для увеличения производства высокооктановых бензинов, предполагают некоторые эксперты. Они предлагают разрешить введение новых присадок, а продажи МТБЭ вывести на биржу. Это позволит сделать продажи присадки полностью прозрачными.

Основным производителем МТБЭ в России является СИБУР. В компании опровергли дефицит метил-трет-бутилового эфира на рынке. Там подчеркнули, что объемы производства МТБЭ ежегодно увеличиваются. В этом году компания увеличила производство на 30 тыс. тонн - до 400 тыс. в год. Другие производители также активно наращивают выпуск.

В письме Российской топливной ассоциации (РТС) правительству предлагается разделить требования к объемам обязательных продаж на бирже по маркам бензинов. Сейчас есть требования в целом по бензину. Тогда может возникнуть ситуация, когда АИ-95 будет торговаться на бирже по строгому нормативу, а АИ-92 - значительно в больших объемах. Перекос сохранится.

Еще одна причина - последствия незапланированных ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из-за проблем с заменой иностранного оборудования и прилетов украинских БПЛА. К примеру, Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа специализируется на производстве высокооктановых бензинов.

Прим. ИА «Девон»: В январе 2024 года на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе вышла из строя установка каткрекинга для производства высокооктанового бензина. Сломанный иностранный компрессор не смогли оперативно заменить из-за западных санкций. Вместе с тем, падение дрона на Нижегородский НПЗ привело к повреждению установки ЭЛОУ АВТ-6.

Растущий спрос на 95-й бензин - это тенденция последних двух десятилетий, говорится в обзоре Интерфакса. -Она отражает неуклонное технологическое развитие в мировом автомобилестроении.

"За 2021-2023 гг. выпуск Аи-95 вырос вдвое большими темпами, чем его потребление в РФ, - говорит эксперт консультационной компании "ИнфоТЭК-консалт" Дмитрий ЗАБЕЛИН. - Производство полностью покрывает внутренний спрос на продукт, а излишки направляются на экспорт".

Кроме того, ряд водителей заливают в баки Аи-95, хотя значительная часть техники разрабатывается под более дешевый Аи-92. Действует стереотип: если покупаешь новую машину, значит, она современная. То есть она изначально рассчитана на 95-й бензин. В значительной степени последний популярен в крупнейших городах, где парк автомобилей интенсивно обновляется.

Глава ООО "Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора" (ООО "НААНС-МЕДИА") Тамара САФОНОВА считает, что распределение бензина по маркам в России достаточно сбалансировано.

По ее словам, производство высокооктанового бензина растет. НПЗ занимаются превентивным обеспечением потребностей рынка в этом виде топлива. Дефицит в некоторых регионах может быть связан с ремонтно-восстановительными работами на НПЗ. В частности, на установках каталитического риформинга, запланированных ранее на июль 2024 года.

Вместе с тем, сегодня существует диспропорция российской нефтепереработки, сложившейся в пользу дизельного топлива. РФ долгие годы была крупным поставщиком высококачественного ДТ в Европу. При годовом производстве в 80 млн тонн солярки на внутренний рынок шла только половина. Остальной дизель уходил на экспорт в европейском направлении.

Поэтому программа модернизации российских НПЗ, оказавшаяся довольно успешной, предполагала увеличение выпуска дизтоплива как основного экспортного товара. Акцент на бензин делался в меньшей степени, хотя постепенное наращивание выпуска этого моторного топлива тоже подразумевалось.

Стимулирование производства ДТ сработало. А отсутствие дополнительных мер для бензинов поставило его выпуск близко к грани баланса спроса и предложения.

"Сейчас самое время отрегулировать меры поддержки для роста выпуска бензина, - считает профессор РГУ нефти и газа Михаил ЕРШОВ. - При этом важно изначально предусмотреть увеличение производства Аи-95 и других высокооктановых марок. Нужна модернизация бензиновых установок и строительство новых объектов».

Российские нефтеперерабатывающие заводы видят тенденции и увеличивают выработку 95-го бензина. Продолжается строительство установок бензиновых процессов, которые со временем улучшат ситуацию. Но на данный момент необходимы меры, способные усилить выпуск высокооктановых компонентов.

Речь идет, в первую очередь, о бензине каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора, бензине каталитического крекинга, изомеризате и алкилате. Прирост их производства на 6 млн тонн ожидается к 2030 году.

Недавно «Информ-Девон» сообщал, что за счет программ модернизации нефтеперерабатывающих заводов РФ планирует к 2028-2030 годам нарастить производство бензина на 4-5 млн тонн. Ожидается, что этот показатель вырастет до 48-50 млн тонн в год. Это позволит иметь запас прочности в 7-8% при любых прогнозах. Выпуск дизтоплива должен вырасти на 15-20 млн тонн.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: цена бензина, дизтопливо, модернизация НПЗ, Присадки для нефтепродуктов, СИБУР

 

к следующей новости раздела

19 августа 2024

С бэушными автошинами научат расставаться цивилизованно

к предыдущей новости раздела

8 августа 2024

ЛУКОЙЛ в Удмуртии снова уличили в завышении цен на дизтопливо

к следующей новости главной ленты

12 августа 2024

Самотлорнефтегаз судится с подрядчиком из-за простоев при бурении

к предыдущей новости главной ленты

9 августа 2024

В ЖКХ Татарстана металлические трубы меняют на композитные