Эксперты назвали тренды на автозаправочном рынке
Дефицита топлива этим летом не ждут, но дальнейший рост цен на АЗС возможен.
(
19 июня 2024 19:02 , ИА "Девон" )
Цены на бензин в России непрерывно растут с начала года. Сейчас они вышли на уровень сентября 2023 года. Тогда во время дефицита бензина и дизеля стоимость топлива достигла исторического максимума. О том, чего в этом летнем сезоне ждать автомобилистам – в обзоре Информагентства «Девон».
СНОВА К СЕНТЯБРЮ 2023-ГО.
Средняя цена АИ-95, по данным Росстата, составляет сейчас 55,85 рубля за литр. 92-й бензин стоит 50,99 рубля за литр, сообщает издание
«Нижний Новгород онлайн». Это больше, чем в начале сентября 2023 года. Хотя после этого на волне бензинового кризиса максимальная стоимость достигала 56,47 и 51,62 рубля за литр соответственно.
При нынешних темпах удорожания на эти рубежи бензин может вернуться к концу лета. Пока в целом стоимость бензина остается стабильной. Например, с начала года АИ-92 подорожал на 1,5%, АИ-95 — на 1,8%.
Это ниже средних темпов изменения его стоимости до начала 2022 года. До этого времени по соглашению между нефтекомпаниями и правительством РФ изменение цены ограничивалось уровнем инфляции.
Резкий рост цен на бензин наблюдался в 2023 году. Введенные правительством меры откатили стоимость топлива лишь частично. С тех пор бензин отыграл более половины «дисконта» — примерно 1,1 рубля за литр.
В сравнении с концом мая прошлого года АИ-92 подорожал на 7%, АИ-95 — на 7,5%. Это сравнимо с ростом бензиновых цен в предыдущие годы, когда он был ограничен уровнем инфляции.
КОНТРОЛИРУЕМОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ.
Цены на бензин начали расти, а его производство - снижаться после серии атак украинских дронов на российские НПЗ. Особенно сложно рынку пришлось, после того как одна из установок ЭЛОУ-АВТ на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа временно вышла из строя.
В отличие от дизтоплива, производство бензинов в стране близко к его уровню потребления. Компенсировать недостачу за счет отказа от экспорта можно лишь в узких пределах.
На этом фоне весной правительство ввело запрет на экспорт бензина. С 1 июня действие эмбарго приостановили до 1 июля на фоне относительной стабильности биржевых цен. Также были риски затоваривания НПЗ автобензином. Пока рост цен выглядит контролируемым процессом, а его темпы ниже инфляции.
Отказ от публикации данных об объеме производства бензина в Минэнерго объяснили геополитической обстановкой. Там отметили, что недобросовестные участники рынка могут использовать ее как повод для манипулирования.
Тем временем, некоторые представители независимых сетей АЗС отмечают, что биржевая стоимость топлива колеблется. Выявить четкую тенденцию сложно. Но уже сейчас можно наблюдать «отпускной» спрос, отмечают участники рынка. Поэтому независимые заправщики настраиваются на некоторое подорожание во время сезона отпусков.
Пока оптовые цены находятся на приемлемом для частных АЗС уровне. В марте на фоне украинских атак биржевая цена АИ-95 превышала 60 тысяч рублей за тонну. В мае она колебалась в коридоре 52–56 тысяч руб. Рекордного уровня биржевые цены достигли в сентябре 2023 года — 76 тысяч рублей за тонну.
Если стоимость бензина пока не дотянулась до рекордных значений, то розничные цены на дизтопливо обновили рекорд еще в апреле 2024 года. Сейчас солярка стоит 65,33 рубля. Однако в целом темпы прироста также невелики. С начала года дизтопливо подорожало на 1,4%.
ВЫШЕ ИНФЛЯЦИИ.
Тем временем, розничные цены на топливо растут по всей стране. Так, на заправках «Башнефти» бензин снова подорожал - на 20 копеек. В свою очередь, «сотый» бензин вырос в цене на 30 копеек.
А в Москве и области дизтопливо подорожало за прошлую неделю на 20 коп., сообщают
«Новые Известия». Средняя цена солярки чуть превышает уровень 64 рублей.
Прибавили в цене и бензины. АИ-92 и АИ-95 стали дороже на 17 и 18 копеек соответственно. 92-й бензин по состоянию на 19 июня торговался на московских АЗС по 52,02 руб. АИ-95 стоил 57 рублей 67 копеек.
Рост топлива в рознице темпами выше инфляции в стране нарушает соглашение властей с нефтяными компаниями. Согласно нему, стоимость бензина и дизтоплива не должна превышать инфляционный порог.
Именно за это крупные компании получают демпфер — компенсацию за разницу цен между внутренними и экспортными ценами. Однако на внутреннем рынке работают независимые АЗС, которые компенсаций не получают. На них и начинается рост цен. За ними подтягиваются и крупные компании.
Ранее нефтяные компании в целом соблюдали договоренности, и цена на топливо росла в среднем ниже инфляции. Несмотря на всплеск осени прошлого года, в 2023 году дизель и бензин стали дороже на 7,23%. Это ниже официальной инфляции.
РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЗАКОНЫ РЫНКА.
Государство держит цены на АЗС под жестким контролем в режиме ручного управления, говорит эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК», доцент финансового университета при правительстве РФ Валерий АНДРИАНОВ.
При этом оптовые цены регулируются законами рынка. Поэтому там возможны всплески цен. Это приводит к давлению на розничный рынок. Разница между оптовыми и розничными ценами стремится к нулю, что делает розничный рынок невыгодным.
Крупные нефтяные компании могут некоторое время позволить себе сдерживать розничные цены. А независимые компании, у которых нет иных источников доходов, просто вынуждены поднимать цены в рознице. Но и ВИНКам иногда, особенно в отдалённых регионах, приходится ориентироваться на цены независимых заправках.
ГДЕ ДОРОЖЕ.
При этом основная переработка нефти сосредоточена в европейской части страны. На Дальнем Востоке не так много НПЗ. Есть большие заводы в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре, но главные мощности находятся в Поволжье.
Поэтому в регионах Сибири самый дорогой в стране бензин. Так, цена бензина перешагнула порог в 60 рублей в Забайкальском и Камчатском краях, на Чукотке, в Якутии и в Магаданской области. Рекорд держит Сахалин — там литр бензина стоил 70 рублей 38 копеек.
Отдаленность Дальнего Востока проявляется и в ценах на топливо. Тарифы на перевозку по железной дороге растут вслед за ростом грузопотока. Это происходит из-за разворота торговли на Восток, отмечает Валерий Андрианов. Железная дорога на Восток перегружена. Возникает конкуренция между углём, а также нефтью и нефтепродуктами, которые идут в восточные регионы.
Осенью прошлого года логистические заторы на Дальнем Востоке и юге России привели к временному росту цен. На этот раз, если не будет проблем с транспортом, то и цены будут более одинаковыми во всех российских регионах.
СОЙТИ С ПУТИ ЗАПРЕТОВ.
Сегодня правительство внимательно отслеживает ситуацию с ценами на топливо. Но даже такой жесткий подход не спасает от роста цен. Как пишет аналитик Кирилл РОДИОНОВ, цены на автобензины в апреле росли опережающими темпами. Инфляция составила 7,8%, бензин вырос на 8,5%, а дизельное топливо — на 11,3%.
При этом ДТ и бензина в стране более чем достаточно, даже несмотря на выпадение мощностей из-за атак украинских дронов на НПЗ. Власти разрешили экспорт бензина после плановых и внеплановых ремонтов, стоивших российским нефтекомпаниям, как минимум, 10% выпускаемой продукции.
Но в мае суточная отгрузка выросла только на треть от апрельской. С дизелем ситуация схожая. Правда, в связи с закрытием статистики, отследить ситуацию с начала июня непросто. При этом рост цен на солярку в кабмине не остался незамеченным. Власти немедленно пригрозили наложить эмбарго на экспорт.
Правда, сейчас речь идет о «перекупщиках» - трейдерах, которых прошлой осенью обвинили в росте цен на дизель. Много трейдеры на этом бизнесе сейчас не зарабатывают — для них действует повышенная пошлина в размере 50 тысяч рублей за тонну. Удушить экспорт можно и без запрета, подняв вывозную пошлину.
Государство привычно идет по пути запретов, считает Кирилл РОДИОНОВ. Хотя ситуацию можно было разрешить более рыночными методами.
«Для этого нужно резко повысить нормативы биржевых продаж, сделав биржевые закупки топлива доступнее для посредников, - отмечает аналитик. – Они могли бы поставлять ДТ промышленным и сельхозпотребителям по более низким ценам».
Сейчас ситуация на рынке намного спокойнее, чем в третьем квартале прошлого года, подчеркивает Алексей Белогорьев. Аналитик не видит оснований для резкого роста цен в рознице. По его мнению, на оптовом рынке ситуация прошлого года вряд ли повторится.
Примечание ИА «Девон»:
Летом-осенью 2023 года в России наблюдался острый дефицит дизтоплива и бензина. Особенно пострадали аграрии. Сложности были вызваны логистическими сбоями, плановыми и внеплановыми ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах и т.д.
В апреле 2024 года правительство рекомендовало нефтяникам организовать ритмичную загрузку НПЗ и обеспечить равномерность и регулярность биржевых продаж нефтепродуктов. Среди других возможных мер воздействия - увеличение штрафов при сверхнормативном хранении топлива в вагонах-цистернах.
Предлагается также создать единого оператора по поставкам нефтепродуктов для сельхозпроизводителей. Для этого власти могут перенять опыт Татарстана.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, дизтопливо, Башнефть АЗС