Автобензинов будет больше, а спрос - меньше
(
6 февраля 2019 10:51 , ИА "Девон" )
Анализ последствий государственного регулирования для
российских НПЗ и рынка нефтепродуктов сделал на проходящей в Казани конференции
«Даунстрим Россия-2019» эксперт IHS Markit (Энергетика России и стран Каспийского региона) Александр ЩЕРБАКОВ. ИА Девон представляет основные тезисы из его выступления и презентации.
2018 ГОД НЕ ОПРАВДАЛ ОЖИДАНИЙ
В 2018 году доходность нефтепереработки продолжила снижаться и так с невысоких уровней предыдущего года. Причина – диспаритет с точки ценообразования на сырье и продукты. Цены на нефть продолжили образовываться по экспортному паритету, в то время как оптовые и розничные цены на автобензин и дизельное топливо сдерживались.
Компании запустили большое количество проектов по модернизации. Учитывая текущую доходность, мы ожидаем, что в лучшем случае, только половина из этих проектов будет выполнена в сроки.
После тенденции к сокращению объемов переработки нефти в 2015-2016 гг. росту в 2017 году способствовало увеличение переработки после расширения первичной мощности на Волгоградском НПЗ ЛУКОЙЛа («ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка») и повышение загрузки Туапсинского НПЗ «Роснефти».
В 2018 году объемы российской нефтепереработки выросли на 7 млн тонн. Этот рост был зафиксирован на заводах ВИНКов, в первую очередь, «Газпром нефти», «Татнефти» и «Роснефти» (рост на 2%).
При этом доходность независимых и средних заводов осталась низкой. Из-за «налогового маневра» маржа простой перегонки нефти, не покрытой вторичными процессами переработки, стала нулевой.
2018 год должен был стать более позитивным. Однако сыграли свою роль президентские выборы в начале года. К тому же высокие цены на нефть вместе со слабым рублем в конце года привели к диспаритету.
Цены на внутреннем рынке при высоких экспортных ценах сдерживались, что стало причиной довольно слабой маржи переработки. Но несмотря на сдерживание цен в последние годы, в рознице они увеличились на 30%.
РОСТ ВЫПУСКА И СТАГНАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
2016 год был в РФ рекордным по выпуску автомобильного бензина – 40 млн тонн.
В 2017 году запущена установка изомеризации на «Газпром нефтехим Салавате».
В феврале 2018 года на ТАНЕКО ((НПЗ «Татнефти» в Нижнекамске) начали работать установки изомеризации и гидроочистки нафты, позднее была запущена установка риформинга.
На Антипинском НПЗ запустили установки гидроочистки бензиновой фракции, изомеризации и риформинга.
На Киришском НПЗ введены новые установки по производству высокооктановых компонентов автомобильных бензинов (взамен старых).
Но несмотря на это рекорд производства бензина не был побит: в 2018 году - 39,5 млн тонн. Однако в декабре был месячный рост производства бензина. Ожидается, что по итогам 1 квартала 2019 года будет позитивная динамика.
Производство автобензинов будет расти, однако потребление стагнирует.
Оптовые цены на бензин должны будут еще вырасти к 2020 году. Сейчас у розницы есть больший запас прочности, чем это было в середине 2018 года. Однако возникает вопрос: будет ли государство помогать компаниям и готово ли оно к значительному повышению цен на моторное топливо?
ЭКСПОРТНЫЕ РИСКИ
Ситуация осложняется и на внешних рынках.
Так, несмотря на небольшую емкость рынок Средней Азии (в первую очередь, Казахстан) очень важен, т.к. туда уходило 50% российского экспорта. После завершения программы модернизации в Казахстане это направление для России закрылось. Летом туда впервые прекратились поставки автомобильных бензинов. Сейчас Казахстан готов конкурировать с Россией на рынке Киргизии, где РФ занимает пока доминирующее положение.
В Европейском Союзе ситуация также непростая. Около 80% российского газойля экспортируется. В 2022-2023 годах наступит пик дизельного потребления в Европе. Отношение к дизелю меняется. Власти различных стран заявляют, что готовы рассматривать введение через несколько лет запрета на въезд в какие-то части городов дизельных автомобилей.
Между тем в Европе маржа переработки подросла за последние годы.
Существенная часть экспортных потоков российских нефтепродуктов (газойля и высокосернистого мазута) уже сейчас условно проигрывает конкуренцию локальным европейским НПЗ из-за снижения субсидии в рамках налогового маневра. Конкуренция на основных экспортных рынках (Европа и СНГ) будет только усиливаться
Зарубежные автопроизводители заявляют, что с 2025 года готовы отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Ставка делается на гибриды. Спрос на дизтопливо будет стагнировать, увеличится конкуренция НПЗ в Европе.
В Турции построен завод Star. Он должен обеспечить всю страну дизелем. Российские поставщики из Новороссийска будут вынуждены найти себе другие рынки для сбыта.
ЗАСЛОН ВЫСОКОСЕРНИСТОМУ МАЗУТУ
В ближайшее время будет ограничиваться потребление высокосернистого мазута. Представляют риски вводимые международные ограничения использования высокосернистых топлив на морском транспорте (IMO2020). По новым требованиям MARPOL предусмотрено регулирование содержания серы в судовом бункерном топливе. С января 2020 года без использования скруббера будет запрещено использовать мазут. Другие участники рынка будут переключаться на производство низкосернистого мазута либо СПГ. Цены на высокосернистый мазут по отношению к нефти будут снижаться, а на судовый дизель – расти.
Высокосернистая нефть также будет дисконтироваться по отношению к легким сортам нефти. Если сейчас Urals торгуется с минимальной скидкой, то в 2020 году скидка на него будет достигать до 4-5$ за баррель.
На российском рынке мазут также будет дешеветь к нефти, а бензин - дорожать. НПЗ, перерабатывающие легкую нефть, не будут иметь выход высокосернистого мазута.
Рост переработки Волгоградского НПЗ ЛУКОЙЛа и ТАНЕКО будет высоким.
Будет и целый ряд проигравших заводов – Киришский (Киришинефтеоргсинтез), Рязанский (РНПК), Ярославский НПЗ и т.д. Если они не оптимизируют загрузку, то понесут большие потери.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, глубокая нефтепереработка, бензин автомобильный, Налоговый маневр, Мазут, ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка, Киришский НПЗ, ТАНЕКО, Цена на нефть, Роснефть НПЗ, Vostock Capital