Страна просит хорошего топлива
(19 марта 2014 12:00 )
Российская нефтеперерабатывающая отрасль в 2013 году продемонстрировала неоднозначные результаты. Объем переработки сырья вырос на 2,3% и составил 271,9 млн т. Производство высокооктанового бензина в прошлом году составило 36,44 млн тонн, что почти на 1,5 млн тонн превысило потребление этого топлива. В России за 2013 год произведено 72 млн тонн дизельного топлива -- это практически в два раза больше по сравнению с его внутренним потреблением.
Российские НПЗ в прошлом году произвели 9,94 млн тонн авиакеросина. Топливо поставлялось авиакомпаниям в достаточных объемах, кроме того, наличие на свободном рынке авиакеросина зимой сдерживало цены на зимнее дизтопливо.
Владельцы независимых сетей АЗС, видимо, достаточно позитивно оценили 2013 год. Так, глава Российского топливного союза Евгений Аркуша неоднократно приводил цифры, согласно которым среднегодовая розничная цена бензина в прошлом году выросла сильнее, чем оптовая.
Значит ли это, что нефтеперерабатывающая отрасль достигла той конфигурации, которая способна в обозримом будущем бесперебойно снабжать внутренний рынок топливами высокого качества и в необходимых объемах? К сожалению, это не совсем так.
Возвращаясь к рынку бензина, отметим, что производство высокооктанового бензина всего на 4,1% превысило внутреннее потребление. Этого запаса прочности может оказаться не достаточно, чтобы в полной мере защитить российский рынок от сбоев в снабжении топливом в случае масштабных ремонтов на НПЗ или крупных аварий.
В 2013 году в Россию из Белоруссии импортировано примерно 1 млн тонн высокооктанового бензина. Это еще один сигнал, свидетельствующий, что этому сегменту отечественного рынка придется трудно без постоянной подпитки бензином извне.
Еще на одной проблеме акцентируют внимание эксперты рынка – на начало 2014 года с Самарской группы НПЗ, Ангарской НХК и Орского НПЗ по-прежнему реализуется бензин «Регуляр-92» экологического класса 3. Успеют ли эти предприятия к 2015 году полностью перевести производство бензинов хотя бы на класс 4?
Отсутствие проблем на рынке зимнего дизтоплива этой зимой, скорее, является следствием нетипично теплой зимы, а также крупных запасов авиакеросина, которые торговые компании сформировали на коммерческих нефтебазах.
В целом объем производства топочного мазута в прошлом году увеличился на 0,6% и составил 74,84 млн тонн. Мазут остается самым крупнотоннажным продуктом российской нефтепереработки несмотря на все стимулы и стремления отраслевых регуляторов обеспечить рост глубины переработки нефти в России.
По прогнозам экспертов, в следующем году возникнет системный риск для российской нефтеперерабатывающей отрасли и рынка нефтепродуктов из-за повышения экспортной пошлины на темные нефтепродукты с 66% до 100% от ставки пошлины на нефть. Рост пошлины может привести к значительному ухудшению экономики нефтеперерабатывающих заводов с высокой долей темных нефтепродуктов в структуре производства. Ожидается, что часть предприятий могут сократить объемы переработки нефти, но вместе с этим снизится и производство востребованных моторных топлив.
Смогут ли российские производители в полной мере обеспечить спрос на внутреннем рынке? Вряд ли, учитывая, что в настоящее время продолжаются дискуссии о целесообразности запланированного повышения экспортной пошлины на темные нефтепродукты.
Эксперты опасаются, что российская нефтеперерабатывающая отрасль развивается недостаточными темпами. В стране не хватает крупных проектов в нефтепереработке, направленных как на повышение качества производимой продукции, так и отказ от производства мазута. При этом многие заявленные проекты, которые позволят нефтеперерабатывающим заводам отказаться от производства мазута или значительно сократить его выработку, будут реализованы в 2017–2020 годах, но никак не в 2015 году, что частично решило бы прорблему.
Генеральной схемой развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года предусмотрено строительством новых мощностей, ориентированных на переработку в первую очередь высокосернистой нефти.
«В качестве положительного примера можно привести Татарстан, а конкретнее «Татнефть», которая подошла к решению данной проблемы кардинально, – отмечает главный редактор журнала «Нефть России» Валерий Андрианов. – Несколько лет назад компания начала строительство нового мощного современного комплекса. Этот проект не имеет аналогов в отрасли за последние десятилетия».
Речь идет о комплексе «ТАНЕКО» в Нижнекамске, который был введен в эксплуатацию в конце 2011 года. В начале текущего года «ТАНЕКО» завершил строительство комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля производительностью 2,9 млн т/год и приступил к производству высококачественного дизельного топлива по стандарту Евро-5.
По мнению директора по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, – это, безусловно, знаковое событие для российского рынка нефтепродуктов. Дизель уже появился на рынке, цена привлекательная, рост конкуренции между продавцами позитивен для потребителей.
Показатель глубина переработки на «ТАНЕКО» в январе составил 73, 87%, что выше среднероссийского показателя нефтеперерабатывающей отрасли -- 71%.
В 2015 году на «ТАНЕКО» планируется завершить строительно-монтажные работы по установкам замедленного коксования и гидроочистки нафты. С введением завода глубокой переработки нефти, в состав которого помимо оборудования для замедленного коксования, войдут установки каталитического крекинга и риформинга, изомеризации, гидроочистки дизельного топлива и керосина, глубина переработки нефти будет доведена до 97%.
«Этот показатель существенно превышает глубину переработки в среднем по России и поможет улучшить показатели всей отрасли, – отмечает содиректор аналитического отдела независимого аналитического агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. -- Для «Татнефти» реализация проекта важна и потому, что позволяет получить статус вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК). За счет экономии на операционных издержках и роста объемов продажи продуктов с высокой добавленной стоимостью, увеличить рентабельность».
Тем не менее, как считают некоторые аналитики, все далеко не идеально с реализацией остаточного продукта глубокой переработки нефти -- кокса, на который распространяется экспортная пошлина для темных нефтепродуктов. При сегодняшнем уровне пошлины и планируемом ее повышении до 100%, реализация кокса на экспорт убыточна, а из-за высокого содержания серы продукт на внутреннем рынке не востребован.
Поддержку многим проектам в сфере глубокой переработки нефти оказало бы обнуление экспортной пошлины на нефтяной кокс.
Другим знаковым для отрасли проектом является строительство «Роснефтью» нового нефтеперерабатывающего завода на территории Туапсинского НПЗ. В 2013 году на заводе введена установка по первичной переработке сырья производительностью 12 млн т/год. После реализации этого проекта глубина переработки нефти увеличится до 98,5%, а индекс сложности Нельсона возрастет до 9.
«Надо вплотную заняться увеличением объемов нефтепереработки, причем именно вторичной переработки, в том числе по таким технологическим процессам, как изомеризация, риформинг, крекинг. Мы больше не будем мириться с тем, когда за реальную модернизацию нам, к сожалению, до сих пор отдельные коллеги пытаются выдать строительство так называемых самоваров и керосинок», – давал установку нефтяным компаниям Владимир Путин на совещании «О состоянии нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в РФ» в Киришах.
Безусловно, такие проекты, как новый Туапсинский НПЗ и «ТАНЕКО», служат ориентиром для безмазутного будущего российской нефтепереработки.
ФЕДОР БОРОВИКОВ «Российская газета»
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |