Отечественные катализаторы основных процессов нефтепереработки не будут «пасынком» отрасли?
На импортные поставки приходится около 70% катализаторов
(15 мая 2015 10:08 )До последнего времени рынок катализаторов вторичных процессов нефтепереработки был «пасынком» отрасли — при всей востребованности продукта об активном развитии отечественного производства речь не шла. Серьезным стимулом к изменению ситуации в ближайшее время может стать общероссийская программа модернизации НПЗ.
РЫНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Проблема необходимости увеличения глубины переработки нефти в России назрела давно — по этому показателю страна существенно отстает от среднемирового уровня. К примеру, в Европе уже сейчас средняя глубина переработки достигает 80–85% (а показатели лучших производств превышают 90%), у нас же пока только 70%. Нефтеперерабатывающих заводов, сравнимых по глубине с эффективными западными заводами, в России единицы, в их числе и Омский НПЗ.
Основная причина, подтолкнувшая в свое время западные страны к соответствующей недешевой модернизации нефтеперерабатывающих производств, — рост спроса на моторное топливо, а затем и ужесточение экологических норм.
В России с запозданием развивался авторынок, вопросам экологии долгое время уделялось минимальное внимание, соответственно, инвестиции в развитие НПЗ практически не вкладывались, что привело к значительному технологическому отставанию отрасли.
Однако в последние годы ситуация кардинально изменилась — в 2011 году было подписано четырехстороннее соглашение между крупнейшими нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой, Ростехнадзором и Росстандартом о глобальной реконструкции и модернизации ведущих НПЗ страны. Выполнение этого соглашения должно обеспечить к 2020 году рост средней по стране глубины переработки до 85%. Выдерживать сроки модернизации нефтяников заставляет Технический регламент, согласно которому уже с 1 января 2016 года должно выпускаться только топливо высшего — 5-го класса.
Впрочем, и сами рыночные реалии, в первую очередь рост спроса на светлые нефтепродукты высокого качества, способствуют реализации программ, направленных на повышение глубины переработки.
Среди процессов вторичной переработки нефти, которые должны обеспечить необходимое развитие производств — каталитический крекинг, гидрокрекинг и гидроочистка. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году суммарные мощности каждого из этих процессов на отечественных НПЗ вырастут на 30–40%, а гидрокрекинга и вовсе в 2,5 раза. Соответственно, вырастет и емкость рынка катализаторов этих процессов. А высокий уровень модернизированного оборудования ограничит спрос в этом сегменте только высокотехнологичной продукцией.
ФАКТОР СПРОСА
Значение качества катализаторов для процессов вторичной переработки нефти трудно переоценить. При стоимости в доли процента от общей стоимости конечного продукта переработки некачественный катализатор способен привести к остановке производства на длительный срок и, значит, к многомиллионным убыткам. Именно поэтому в свое время иностранные производители без особых проблем заняли значительную долю российского рынка — известные бренды гарантировали качество и продукта, и сервиса.
Сегодня на импортные поставки приходится около 70% общего объема катализаторного рынка, основные доли которого принадлежат таким мировым гигантам, как Grace (32%), BASF (15%) и Albemarle (7%).
Главные российские игроки — катализаторное производство «Газпром нефти» и Салаватский катализаторный завод смогли отвоевать лишь по 12% рынка (данные на 2012 год). При этом ряд катализаторов, например, гидроочистки, гидрокрекинга, гидродепарафинизации либо вовсе не производятся в России, либо их характеристики не позволяют обеспечить получение топлива 5-го экологического класса.
Пока отечественная переработка, по большому счету, оставалась на уровне, достигнутом еще в 70–80 е годы прошлого века, такое положение дел не было особо критичным. Создание собственных катализаторов, способных конкурировать с лучшими импортными образцами, дело затратное, требующее участия не только бизнеса, но и государства. Это тот случай, когда купить и внедрить в производство готовое решение практически невозможно, —
никто не станет помогать конкурентам. А значит, необходимы значительные инвестиции уже начиная со стадии НИОКР, за которыми последуют вложения в оборудование, технологии, маркетинг, развитие сервисного обслуживания — во все то, без чего невозможно выиграть конкурентную борьбу на таком специфическом «узком» рынке.
«Для создания конкурентоспособных отечественных катализаторов необходимо проведение всесторонних научных исследований, — прокомментировала ситуацию менеджер актива блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Ирина Резниченко. — Промышленная реализация научных разработок требует существенных инвестиций от бизнеса. В то же время при выходе на рынок может понадобиться помощь государства в части стимулирования покупки продукции российского производства».
Тем не менее, растущий спрос на высококачественное топливо вносит свои коррективы в общее положение дел. При прогнозируемом увеличении мощностей процессов вторичной переработки суммарная потребность в соответствующих катализаторах возрастет примерно в два раза. А это уже солидные объемы, способные окупить инвестиции в полномасштабное производство.
«Для «Газпром нефти» вложения в разработку и выпуск катализаторов — это возможность и решить вопрос импортозамещения, и создать в компании новое эффективное направление бизнеса», — считает Ирина Резниченко.
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
Сегодня «Газпром нефть» — единственная нефтяная компания в СНГ, обладающая собственным производством катализаторов каталитического крекинга. Мощность катализаторной фабрики, расположенной на Омском НПЗ,
— 3 тыс. тонн катализатора в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить две установки каткрекинга на ОНПЗ и одну на московском заводе компании.
Если же говорить о перспективах, то в свете запланированного увеличения глубины переработки к 2020 году потребность нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» в катализаторах каткрекинга увеличится до 4,1 тыс. тонн в год, а всего российского рынка — примерно до 14,5 тыс. тонн с нынешних 9 тыс. тонн в год.
Чтобы удовлетворить растущий спрос собственных заводов уже необходимы модернизация и расширение мощностей катализаторного производства. В свою очередь, выпуск значительных объемов катализаторов даст возможность «Газпром нефти» выйти на российский рынок с полноценным предложением.
А предложить есть что — обновление «модельного ряда» катализаторов на ОНПЗ происходит каждые четыре года. С 2010 года здесь выпускаются марки бицеолитного катализатора каткрекинга, разработанного технологами завода совместно с учеными Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН.
При создании этого продукта удалось разрешить серьезное противоречие — увеличить выход бензина при одновременном повышении октанового числа. По качеству, подтвержденному независимыми испытаниями, омские катализаторы находятся на уровне лучших западных аналогов. В настоящее время проходит «обкатку» новая серия катализаторов — «Авангард» — обеспечивающих повышение показателя выхода светлых нефтепродуктов.
Впрочем, очевидно, что потеснить на рынке известные бренды будет непросто — в настоящее время доля импортных катализаторов каткрекинга составляет 68%.
У «иностранцев» есть весомое преимущество — для отечественных потребителей это проверенные временем поставщики. И хотя тот факт, что заводы «Газпром нефти» работают на омских катализаторах, говорит сам за себя, в компании готовы к трудностям.
«Мы не можем выходить на рынок с идеей, что наши катализаторы — не хуже, чем у конкурентов,— подчеркнула Ирина Резниченко. — Выиграть можно только в том случае, если они будут лучше. В то же время у нас есть хорошее подтверждение качества — опыт наших НПЗ. Мониторинг работы наших катализаторов на промышленных установках показывает их стабильно высокую эффективность».
Но продажи — это не только сам товар, это еще и цена, и сервис. И здесь «Газпром нефти» есть на что опереться. Конкурентная стоимость катализаторов для российского рынка обеспечивается за счет низких логистических затрат, отсутствия импортных пошлин, независимостью от обменных курсов. Что же касается сопровождения и сервиса, то на ОНПЗ накоплен большой опыт мониторинга эксплуатации катализаторов, а после модернизации производства появится возможность проведения испытаний катализаторов на сырье клиента на пилотных установках.
ГИДРОПРОЦЕССЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ
Достижение целевых показателей качества и глубины переработки невозможно без применения гидропроцессов. Для производства топлива «Евро 5» со сверхнизким содержанием серы (до 10 ppm) в технологическую цепь вводятся установки гидроочистки современного уровня. Второй процесс, обеспечивающий «качество и глубину», — гидрокрекинг. Модернизация установок гидроочистки и строительство установок гидрокрекинга на омском и московском заводах «Газпром нефти» к 2020 году выведет максимальную годовую потребность в катализаторах гидропроцессов на уровень 2,4 тыс. тонн.
«Газпром нефть» уже инвестировала значительные средства в разработку собственных катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга совместно с Институтом катализа Сибирского отделения РАН. Катализаторы прошли успешные испытания на пилотных установках института. В дальнейших планах — промышленные испытания.
Строительство собственного производства катализаторов гидропроцессов на ОНПЗ может не только полностью обеспечить потребности всех заводов «Газпром нефти», но и позволит компании стать активным игроком на рынке. По расчетам специалистов «Газпром нефти», задел для рыночной экспансии создаст производство 6 тыс. тонн катализаторов в год.
Поскольку модернизация затронет всю отечественную нефтепереработку, эксперты прогнозируют, что рынок катализаторов гидропроцессов в России к 2020 году вырастет более чем в два раза — до 7,5 тыс. тонн в год. Если учесть планируемые объемы потребления ближайших соседей — Казахстана, Беларуси, Азербайджана, то цифра увеличится еще на 1,5–2 тыс. тонн. Таким образом, 6 тыс. тонн достаточно, чтобы занять примерно 50–60% российского рынка.
Российские производители катализаторов гидроочистки сегодня занимают всего 10% рынка, причем их продукция не способна обеспечить выработку моторных топлив 5-го класса, а отечественных катализаторов гидрокрекинга и вовсе не существует. Дополнить катализаторный производственный комплекс «Газпром нефти» могут мощности по регенерации/реактивации катализаторов гидропроцессов. Прогнозируемая потребность в этих услугах также не может быть удовлетворена существующими российскими установками в полной мере.
Таким образом, создание полномасштабного производства катализаторов трех главных вторичных процессов нефтепереработки — позволит не только получать экономический эффект за счет использования собственного высококачественного продукта, но и занять новую рыночную нишу и, что немаловажно, сдерживать ценовые амбиции известных брендов, диктующих сегодня свои условия. Хотя, безусловно, на легкую победу рассчитывать не приходится.
Олег Белявский, генеральный директор «Газпромнефть-ОНПЗ»:
Проблема производства катализаторов для различных процессов сегодня актуальна как никогда. В рамках программы модернизации российской нефтепереработки строятся новые установки крекинга, гидроочистки, депарафинизации, а значит, будет расти и рынок катализаторов. В соответствии с этим мы формируем свою стратегию развития этого направления.
В сегменте производства катализаторов каталитического крекинга мы сегодня первые на российском катализаторном рынке. Качество нашей продукции позволяет успешно соперничать с лучшими мировыми производителями. Но если собственными катализаторами каткрекинга компания обеспечена полностью, то в процессах гидроочистки мы сегодня в определенной степени зависим от иностранных производителей.
Решить проблему позволит создание на Омском НПЗ технологической линии по производству нанесенных катализаторов гидроочистки. В результате появится возможность обеспечить заводы «Газпром нефти» такими катализаторами по себестоимости и сторонних потребителей — по договорным ценам.
Активно ведется разработка катализаторов и других процессов. Уже создан эффективный катализатор изодепарафинизации дизельных дистиллятов, применение которого позволяет повысить объем выпуска зимнего дизельного топлива. К октябрю 2015 года завод планирует провести разработку технологии получения высокоэффективных катализаторов нефтепереработки методом лазерного электродиспергирования, а также испытать их в процессах очистки газов от окиси углерода (дожига СО), гидроизодепарафинизации дизельного топлива, гидрирования олефинов.
София Зорина. «Сибирская нефть» (журнал «Газпром нефти).
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Газпром нефть, модернизация НПЗ, катализатор, импортозамещение