Остановить цены на топливо пытаются на всех уровнях
Власти ограничивают серый импорт и занимаются ручным управлением, но ФАС проблемы не видит.
(
28 июля 2023 19:11 , ИА "Девон" )
Биржевые цены на бензин на этой недели достигли пика и начали немного снижаться. Последнее время, в связи с кризисом, цены на бензин и дизтопливо только росли. О том, что происходит на рынке и чего стоит ожидать потребителям к началу осени – в подборке Информагентства «Девон».
ГАЗПРОМНЕФТЬ ПРОТИВ СЕРОГО ЭКСПОРТА.
Оптовые цены на бензин росли с начала 2023 года. 25 июля на Санкт-Петербургской бирже была зафиксирована рекордная стоимость АИ-92 — 65 тыс. руб. за тонну. Однако позже цены резко пошли вниз. 27 июля цена на 92-й бензин в европейской части России снизилась до 61,2 тыс. руб. за тонну.
Тем временем вице-премьер Александр НОВАК заявлял, что правительство прорабатывает меры для стабилизации биржевых цен на бензин, пишет
РБК. Он отмечал, что ситуация нормализуется в ближайшее время, когда ряд НПЗ выйдут из ремонтов. Это позволит увеличить объемы реализации топлива на бирже.
Правительство РФ обсуждает возможность ограничить число экспортеров топлива в рамках борьбы с «серым» экспортом. Такое предложение было направлено Минэнерго в адрес вице-премьера Александра НОВАКА. Он поддержал эту инициативу.
Кабмин в этом году начал применять заградительную пошлину в размере 20 тыс. руб. на бензин и дизель. Но она не была распространена на нефтеперерабатывающие заводы. Поэтому некоторые экспортеры продолжили использовать схемы «серого» экспорта. Под запрет на поставки топлива за рубеж могут попасть средние и малые НПЗ.
Для борьбы с этим явлением «Газпром нефть» потребовала от покупателей ее нефтепродуктов раскрыть участников цепочек поставок и конечные пункты доставки продукции. Требование касается сделок за последние два с половиной месяца, которые проводились через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу. Письмо об этом «Газпром нефть» разослала своим покупателям.
Запрос направлен в соответствии с правилами торгов, рекомендацией биржевого комитета ФАС и письмом биржи участникам торгов, объясняет «Газпром нефть». В случае непредставления информации компания уведомит биржу «для оперативного рассмотрения вопроса о прекращении допуска к торгам». Будет также рассмотрена возможность приостановки отгрузок, говорится в письме.
21 июля СПбМТСБ напомнила, что продаваемый через биржу товар предназначен только для поставок на внутренний рынок. Представители биржи заявляют, что ряд нефтекомпаний предприняли собственные инициативы по получению информации от покупателей.
Вместе с тем, в Федеральной антимонопольной службе не считает ситуацию с топливом на внутреннем рынке кризисной.
"Нет кризисных ситуаций, топлива достаточно, - приводят
"РИА Новости" слова главы ФАС Максим ШАСКОЛЬСКИЙ. - Есть определенный рост из-за ряда факторов. Думаю, что он временный, ситуация стабилизируется. Принимаются все необходимые меры. Мы подписали приказ об увеличении нормативов продаж топлива на бирже на 1%».
ДЕМПФЕР НЕПРОЗРАЧЕН.
Однако глава комитета Госдумы по энергетике Павел ЗАВАЛЬНЫЙ считает иначе. На внутреннем рынке России может возникнуть дефицит топлива на фоне сокращения демпфера, заявил он.
Топливный демпфер работает в России с июля 2019 года в рамках налогового маневра. Он предполагает постепенный отказ от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты за счет увеличения НДПИ к 2025 году.
О том, как работает механизм сглаживания цен на моторное топливо, и как сокращение выплат повлияет на НПЗ – читайте в материале
"Информ-Девон".
Завальный отметил, что этот механизм «очень сложный и не всегда прозрачный». Возникает вопрос, как субсидировать поставки топлива на внутренний рынок через схему обратного акциза. При этом нужно обеспечить прозрачность и релевантность механизма в условиях постоянно меняющихся экспортных цен.
Ранее Евросоюз ввел эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России. Кроме того, западными странами был введен ценовой потолок на поставки российских нефтепродуктов.
По мнению Завального, сокращение демпфера в два раза, до 30 млрд руб. в месяц, толкает вверх цены на нефтепродукты. Никакая рыночная конъюнктура не сможет это компенсировать нефтяным компаниям. Оптовые и розничные цены на топливо практически сравнялись. Заправки вынуждены повышать цены. Если они будут их удерживать, то могут обанкротиться, предупредил депутат.
УЛУЧШИТСЯ ЛИ СИТУАЦИЯ К ОСЕНИ?
«С учетом таких неизбежных расходов, топливо на российских АЗС уже продается ниже себестоимости. – приводит
Pravda.ru слова руководителя Независимого топливного союза Григория БАЖЕНОВА. - Однако розничные цены в России, в отличие от оптовых, сильно зарегулированы. Они далеко не в полной мере определяются рынком».
«Правительство продолжит следить за тем, чтобы розничная стоимость бензина росла в пределах общей инфляции, - добавил Баженов. - Даже если оптовые цены резко пойдут вниз, и у АЗС появится возможность снижать цены, сделать это будет очень сложно. Проще предоставлять скидки при заправке или использовать другие программы лояльности. В прошлом году, когда цена на бирже заметно снижалась, скидки на АЗС доходили до 5 руб. с литра. Но это не учитывается в статистике Росстата».
Ситуацию во многом предопределяет сезонность, так как летом потребление топлива традиционно растет. Об этом говорит эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь ЮШКОВ. Он ждет некоторого улучшения ситуации к началу осени.
"Нефтяные компании еще не перестроились, - считает он. - У них выработка топлива идет примерно такая, как раньше, а на самом деле летом его нужно уже больше. Плюс ряд заводов в начале лета уходили на профилактические ремонты, закрывались. Поэтому есть определенный дефицит".
Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав КУЛАГИН назвал следующие факторы, определяющие стоимость бензина и дизтоплива. Это цена российской нефти на внешних рынках; курс валюты и способы регулирования внутреннего рынка. Кулагин считает, что таком случае эффективно ручное регулирование.
В 2018 году стоимость топлива росла на 3–4 рубля за месяц, напоминает
NGS.24.ru. С тех пор между правительством РФ и нефтекомпаниями действует соглашение об ограничении динамики розничной цены уровнем инфляции. С тех пор это правило выполнялось.
Например, в 2021 году стоимость бензина увеличилась на 8,4% при таком же официальном уровне инфляции. В 2022 году на фоне резкого снижения оптовых цен стоимость бензина не упала, но оставалась практически неизменной весь год. Со второго квартала 2023 года она начала интенсивно прибавлять.
С начала года прирост составляет чуть более 3%. Это вполне укладывается в «правило инфляции». Однако эти 3% достигнуты не за полгода, а за два месяца. Ведь в первом квартале цены оставались стабильными.
«МЫ ЖИВЕМ ВО ВРЕМЯ ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА».
Президент СПбМТСБ Антон КАРПОВ убежден, что ситуация находится под контролем.
«Если брать сегодняшнюю ситуацию, то уровень цен еще даже не дошел до цены отсечения, которая заложена в Налоговом кодексе по демпферу, - объяснил он. - Тогда компании перестанут получать из бюджета платежи за реализацию топлива на внутреннем рынке».
Другими словами, у компаний еще остается запас «на вырост» с точки зрения соотношения экспортных и внутренних цен.
В некоторых регионах, например, Башкирии, цены на АЗС ощутимо выросли. Однако республиканский УФАС не нашел признаков злоупотребления в повышении цен на бензин, пишет издание
«Пруфы».
За год цены на заправках «Башнефть-Розницы» повышались шесть раз (30 мая, 9 июня, 20 июня, 27 июня, 4 июля и 13 июля). Бензин подорожал за это время на 3,4%. При этом закупочная цена АИ-95 выросла на 52,6%. Следовательно, бензин подорожал выросла из-за стоимости закупочной цены. Такой ответ на свое обращение опубликовал лидер общественного движения «СтопБашРТС» Альберт РАХМАТУЛЛИН.
В документе сказано, что законами не предусмотрено госрегулирование цен на нефтепродукты. А их стоимость должна формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
«С рыночным механизмом конкуренции никто не спорит, - написал Рахматуллин – Я в курсе, что мы живем во времена дикого капитализма. Но в своей жалобе я просил рассмотреть вопрос: не имеется ли картельный сговор нефтяных магнатов по искусственному созданию дефицита автомобильного топлива. Но именно этот вопрос УФАС проигнорировало».
«И так как управление отвечает, что они не наделены полномочиями контроля установления цен на оптовых рынках бензина, то придется обращаться напрямую в ФАС России, – добавил он. - К чему вас всех и призываю!».
Недавно ИА «Девон» писало, что Рахматуллин призывал бойкотировать заправки «Башнефти» с 1 по 31 августа. Однако ряд экспертов раскритиковали эту идею. Дело в том, что причины топливной инфляции системные. Бойкот был бы эффективен, если бы повышение цен обуславливалось действиями одной компании.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: цена бензина, Кризис, СПбМТСБ, Газпром нефть, ФАС, Башкирия ТЭК, Башнефть АЗС