Названы узкие места поставок топлива на АЗС
Эксперты и участники рынка предлагают расширять продуктопроводы и расшивать железные дороги…
(
25 августа 2023 08:18 , ИА "Девон" )
Все больше регионов России сообщают о нехватке топлива на АЗС. Дефицит бензина и дизеля наблюдался в южных, центральных и дальневосточных регионах. Правда, в Минэнерго уже заявили, что топлива должно хватить для обеспечения потребностей автомобилистов, аграриев и промышленности. О том, что происходит на топливном рынке – в подборке Информагентства «Девон».
ТРЕТЬ ТОПЛИВА ЗАСТРЯЛА В ПУТИ.
Так, нехватка топлива на заправках в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах образовалась из-за нарушений срока доставки грузов по железным дорогам. Об этом пишут «Известия».
«В прошлом месяце не хватало АИ-95. Теперь на некоторых заправках нет АИ-92 и дизеля», - говорит гендиректор крымского ООО «Мосрегионгаз» Герман КОЛОТОВ. - Поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков».
Отсутствие в продаже дизеля на заправках в этих регионах подтвердил «Известиям» президент крупной ассоциации грузоперевозчиков «Грузавтотранса» Владимир МАТЯГИН. Он отметил, что на отдельных АЗС клиентам говорят, что колонка с таким топливом сломана.
Проблему с исчезновением бензина на некоторых заправках подтвердили управляющий партнер саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина САВКИНА, руководитель отделения Российского топливного союза (РТС) в Новосибирской области Сергей Лацких, а также участники топливного рынка в Рязанской области.
«Сейчас работаем на низких остатках, практически с колес по всем видам топлив, — сказала Екатерина Савкина. - На отдельных АЗС региона нет АИ-92, АИ-95 и дизеля».
В конце июля сроки перевозки топлива по железной дороге в России увеличились в два раза по сравнению с прошлым годом. Железнодорожные магистрали оказались перегружены из-за переориентации экспорта угля с западных направлений на восток.
Причиной стали изменившиеся экономические условия. В свете антироссийских санкций компаниям пришлось перестраивать свои логистические цепочки. Повлиял и туристический спрос (из-за сложностей с выездом за рубеж, подорожавших туров и авиабилетов многие едут на юг на поездах и машинах - прим. Информ-Девон).
По данным РТС, примерно треть всего товарного бензина находилось в пути. В РЖД тогда отмечали, что находятся в постоянном контакте с грузоотправителями и доносят до них необходимую информацию о всех возможностях и проблемах. Увеличение сроков доставки там также связывают с ростом средней дальности перевозок и с простоями, не зависящими от «Российских железных дорог».
Влияют на ситуацию и ремонты НПЗ, отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий ГУСЕВ. К примеру, в августе о нехватке бензина на заправках в Волгоградской области сообщили в региональном комитете промышленной политики, торговли и ТЭК. Там пояснили, что проблема возникла из-за ремонта на Астраханском газоперерабатывающем комплексе Газпрома. С этой же проблемой столкнулись и астраханцы.
Перебои с топливом возникли на 22 заправочных станциях, принадлежащих группе компаний «Газпром» (об этом ИА «Девон»
писало здесь). Как заявлял министр промышленности региона Илья Волынский, Астраханский ГПЗ к концу месяца возобновит снабжение заправочной сети в полном объеме.
АГРАРИИ БЬЮТ ТРЕВОГУ.
В регионах обеспокоены не только проблемой просрочек поставок топлива, но и увеличением его стоимости, отметил Гусев. Так, Минсельхоз Оренбуржья обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) из-за резкого роста цен на дизтопливо.
В Южном федеральном округе с мая цены на моторное топливо выросли на 25%. По словам гендиректора компании «АгроГард» Павла ЦАРЕВА, кроме увеличения цен ГСМ также наблюдаются проблемы с доставкой на предприятия Краснодарского края.
«Сейчас в Краснодарском крае отмечается дефицит топлива, — сообщил он. - Поэтому его везут из прилегающих регионов — Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей».
Проработкой топливного вопроса уже занялись в министерствах сельского хозяйства Ростовской и Рязанской областей. А власти Хабаровского края пожаловались на рост цен топлива в Минэнерго.
В Минсельхозе РФ сообщили, что направили обращение в Минэнерго и Минтранс. 17 августа на площадке Минэнерго с участием Минсельхоза и топливных компаний прошло совещание по стабилизации цен на ГСМ. Топливным компаниям рекомендовано сдерживать цены на горюче-смазочные материалы в аграрных областях.
«Были достигнуты договоренности с РЖД и нефтекомпаниями по точечному решению проблемных вопросов, исходя из безусловного приоритета снабжения топливом аграриев в период уборки урожая и сева озимых зерновых культур, — заявили в Минэнерго.
«На рынке наблюдается рост цены дизельного топлива, - зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий ЛЕОНОВ. - Если такая тенденция сохранится, это может повлиять на себестоимость отдельных категорий сельхозпродукции, доля расходов на логистику в которых высока».
Рост розничных цен предсказуем на фоне рекордного подорожания топлива в опте. Оптовая цена бензина в России летом неоднократно била рекорды, а рост розничной превысил темпы инфляции. 21 августа АИ-92 стоил около 62,1 тыс. рублей за тонну, АИ-95 — 70,2 тыс., дизель — 66,6 тыс. руб. Средние розничные цены на бензин с 8 по 14 августа выросли на 29 копеек — до 53,98 рубля за литр, сообщал Росстат.
Привязка российских цен на топливо через демпфер к иностранным рынкам также играет свою роль. Чем слабее рубль, выгоднее поставлять бензин и дизтопливо на экспорт. Механизм демпфера был введен в 2019 году для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при низких платят в бюджет.
В формуле демпфера заложена индикативная цена на бензин и дизтопливо — оптовая цена, которую устанавливает правительство. От нее зависит уровень компенсации нефтяникам. В июне в Минфине сообщили, что выплаты нефтекомпаниям по демпферу с 1 сентября сократятся вдвое (на 50 млрд рублей в месяц).
ГОСРЕГУЛИРОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНО.
Решить ситуацию могло бы ограничение объемов экспорта нефтепродуктов и увеличение объемов обязательной продажи топлива на бирже, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир ЧЕРНОВ. Ранее в Госдуме уже выступили за повышение экспортной пошлины на нефть. Депутаты считают, что это поможет сдержать рост цен на топливо в России и насытить внутренний рынок.
Такого рода проблемы случаются чуть ли не каждый год, приводит «Инфотэк» слова Дмитрия Гусева. После завершения летнего отпускного сезона и уборки урожая о них постепенно забывают. Проблема «рассасывается» сама собой до следующего сезона. В этот раз ситуация более сложная, так как загрузка железнодорожных путей выросла. Однако проблема "рассосется" и в этот раз, так как сезон уже заканчивается, а новые вагоны приходят.
Чтобы ситуация не повторилась, России нужно задуматься о строительстве продуктопроводов для ослабления нагрузки на железнодорожные пути. Нужно публиковать графики ремонтов НПЗ, а также пересмотреть ограничения для бензовозов, добавил он.
Между тем, операторы автомобильных перевозок предложили ввести госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо. Об этом пишет «Московский Комсомолец». В Минэнерго ответили, что это может привести к дефициту данных видов топлива.
Там напомнили, что законодательством не предусмотрено ограничение стоимости нефтепродуктов. Она должна формироваться на основе рынка. Любая попытка прямого вмешательства в регулирование цен подрывает механизм рыночного ценообразования.
Минэнерго предложило не связывать прямо колебания цен на оптовом рынке с розничными ценами, так как первые имеют более значительную динамику в исторической перспективе. Они зависят от рыночной конъюнктуры, спроса и предложения, а также от мировых цен на нефть. В этом году рост стоимости российской нефти и снижение курса рубля оказали дополнительное влияние.
Министерство признает проблему с ценами на топливо. В Минэнерго регулярно проводят совещания с участниками рынка и РЖД для решения вопросов своевременной доставки грузов.
Кандидат экономических наук Михаил БЕЛЯЕВ считает, что пока ФАС «не будет жестко вмешиваться в рынок», ничего не изменится. Беляев предложил наделить Федеральную антимонопольную службу правом проводить собственный аудит, сообщает севастопольское издание ForPost. Эксперт считает, что главы регионов могли просчитать все риски и подготовиться к коллапсу.
«Региональные власти не имеют полномочий влиять на стоимость топлива, – ответил губернатор Михаил РАЗВОЗЖАЕВ. - Поставку топлива в розничные сети АЗС основные нефтетрейдеры Севастополя ведут через закупку всех видов топлива на Санкт-Петербургской бирже. По моему поручению ежедневно идёт мониторинг цен и запаса топлива по основным нефтетрейдерам Севастополя. Это ООО «ТД Крым-Ойл» (сеть заправок TES) и ООО «Крым Ойл» (сеть заправок ATAN)».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ФАС, Минэнерго, РЖД, трубопроводы, Кризис, цена бензина