Минэнерго и «Транснефть» слабо взаимодействуют - Счетная палата РФ
Это негативно сказалось на планировании строительства нефтепроводов
Слабое взаимодействие Минэнерго России с АК «Транснефть» негативно сказалось на определении ряда плановых значений Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Параметры инвестиционных программ АК «Транснефть» не соответствуют показателям отраслевых документов стратегического планирования РФ, в том числе значениям Генеральной схемы развития нефтяной отрасли РФ до 2020 г., утвержденной Минэнерго. Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012-2020 гг. объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных Генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов - только 24%.
Из-за слабого взаимодействия Минэнерго России и АК «Транснефть» последняя вынуждена была корректировать инвестпроекты в ходе их реализации. Требовалось включение дополнительных объектов инфраструктуры, исключение инвестиционных проектов по причине потери их актуальности, или разработка новых технических решений.
В основном это обусловлено недостаточной проработкой инвестиционных проектов на стадии их формирования. Так, 63% инвестиционных проектов ИП-2014-2020 уже в первом году реализации требовали корректировки их стоимости.
Еще одна причина снижения эффективности реализации инвестиционной программы - слабое взаимодействие АК «Транснефть» с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями. Здесь также можно отметить слабую координирующую роль Минэнерго России. Это привело к тому, что первая очередь проекта МН «Заполярье-Пурпе» не введена в эксплуатацию в срок.
Так, в 2010 г. такие нефтяные компании, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «СеверЭнергия», ЗАО «Мессояханефтегаз» при обосновании строительства МН «Заполярье-Пурпе» подтвердили максимальный объем сдачи нефти. Для транспортировки по нефтепроводу планировалось обеспечить 48 млн тонн нефти в год, по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. - 418 млн тонн. АК «Транснефть» на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако эти плановые объемы снизились почти в два раза и составили 184,5 млн. тонн.
В связи со сложившейся ситуацией при строительстве МН «Заполярье-Пурпе» выпадающие доходы компании ориентировочно составят 120 млрд руб. Схожие проблемы и у проекта МН «Куюмба-Тайшет». По нему компания недополучит 23 млрд руб. Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет.
В результате уменьшения выручки также снижаются возможности компании по привлечению собственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013-2015 гг. – 56,5%, а в программе на 2014-2020 гг. – всего 33,6%. Зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании.
Собственные средства компания получает в виде инвестиционной составляющей в тарифах на регулируемые виды деятельности. Федеральной службой по тарифам ежегодно, за исключением 2014 г., проводилась индексация. В частности, увеличение тарифов на услуги по транспортировке нефти с 1 ноября 2011 г. составила 5%, с 6 ноября 2012 г. - 5,5%. Вместе с тем анализ результатов деятельности компании показал, что рентабельность продаж в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилась с 2,7% до 1,7%. Снижение рентабельности обусловлено превышением темпа роста себестоимости продаж над темпами роста выручки.
Коллегия приняла решение направить представление «АК «Транснефть», информационные письма заместителю председателя Правительства РФ Аркадию Дворковичу и в Минэнерго России.
Информ-Девон сообщал о том, что заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов подверг сомнению предложение «Транснефти» о выделения высокосернистой нефти в отдельный экспортный поток в направлении порта Усть-Луга. По его словам, этот вопрос должен быть отложен как минимум до 2020 г.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |
Поиск по теме: Транснефть, Минэнерго, планы, трубопроводы