Критерии российскости буровых установок. Импортозамещение или импортонезависимость?
Минпромторг намерен вдохнуть жизнь в умирающий парк оборудования нефтесервисных компаний.
(
19 июля 2016 15:11 , ИА "Девон" )
Производители нефтегазового оборудования фиксируют отсутствие рынка сбыта. Российский нефтесервис, испытывающий острую нехватку нового оборудования, по-прежнему не готов к полной модернизации парка буровых. Потребности нефтегазодобывающих компаний удовлетворяются редкими заказами у отечественных предприятий, и в большей степени импортом, доля которого составляет 57%. Минпромторг РФ намерен заставить нефтяников закупать российское оборудование – соответствующие критерии «российскости» уже разработаны в правительстве. Поставщики, готовые удовлетворить потребности отечественного импортозамещения, заявляют и об уникальных технологиях, и об общей конкурентоспособности продукции, однако после отмены таможенных пошлин и общего падения экономики производственные мощности остаются загруженными лишь наполовину. В Минпромторге обещают, что вводимые меры, которые уже положительно оценили представители нефтегазового сервиса, позволят увеличить объемы производства.
Российское правительство в очередной раз намерено вдохнуть жизнь в умирающий парк бурового оборудования нефтесервисных компаний, причем обязав предприятия пользоваться отечественными установками. Минпромторг разрабатывает критерии закупочной деятельности для предприятий ТЭКа. Помимо этого, уже создана информационная система, в которой машиностроители и нефтесервисники обмениваются данными о технологиях и номенклатуре необходимой и производимой продукции. Однако, несмотря на федеральное стимулирование рынка и импортозамещения, заказов пока нет, делятся представители машиностроительного сектора.
«Сейчас в производстве 29 буровых. В прошлом году мы поставили 14 буровых компании «Роснефть» и 10 – «Сургутнефтегазу», а также еще 4 установки компаниям – ССК и «Самотлорнефтепромхим». В этом году «Роснефть» получит дополнительно 15 установок и еще 7 буровых для «Самотлорнефтепромхим», которая также бурит для «Роснефти». Дополнительно по программе опережающего запуска изготавливается еще 7 буровых установок, ждущих своих заказчиков. Других реальных заказов пока нет. Сервисники и нефтяники на профильных совещаниях заявляют о спаде инвестиций в бурение», – рассказал «Правде УрФО» представитель «Уралмаш НГО Холдинга»
Объемы добычи сокращаются в связи с падением цен на нефть. Единственная компания, которая хорошо себя чувствует, это «Роснефть», делится собеседник издания, она же и является основным заказчиком.
Впрочем, даже в «тучные» годы «Уралмаш НГО Холдинг» не загружал мощности на 100% и производил не более 30 буровых в год. И это притом, что с 2012 года были ведены пошлины, и рынок китайского импорта просел, дав фору российским машиностроителям. «Уралмаш НГО Холдинг» после инвестиций «Газпромбанка» в 3 млрд рублей и модернизации производства способен производить 50 буровых в год и «даже больше, если будут заказы», подчеркивают на предприятии.
«Мы не видим, что рынок такой большой, как заявляют некоторые эксперты. Потребность в модернизации есть, однако проводить ее в надлежащих объемах могут себе позволить только единичные буровые компании», – подчеркивает представитель «Уралмаш НГО Холдинга».
Замена парка бурового оборудования по-прежнему остается главной проблемой российского нефтесервиса. Президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль отмечает, что из 1800 буровых установок, которые работают, 40% сделаны в 80-е годы. И их необходимо менять. Однако предприятия по-прежнему не в состоянии вложиться в замену парка. Задачи по модернизации буровых установок были поставлены перед сервисной отраслью еще в 2013 году. Но на предприятиях не смогли выполнить требования по причине «отсутствия достаточного объема предложений от производителей оборудования» и из-за неподъемных затрат, связанных с его приобретением. Отметим, стоимость одной буровой установки российского производства составляет порядка 13 млн долларов.
На данный момент по-прежнему на рынок идет больше ввозное оборудование, доля которого, по данным Геннадия Шмаля, сейчас 57%. Эксперт заявляет о необходимости поддержки российских предприятий, которые могут предложить новые технологии. Порядка 40% нефти сегодня извлекается из труднодобываемых источников – нужны соответствующие технологии.
«Речь должна идти не об импортозамещении, а об импортонезависимости. Импортозамещение – это когда мы просто воспроизводим, клонируем западные образцы, но это же вчерашний день. Мы говорим о том, что ресурсы баженовской свиты – более 100 млрд тонн. Но при существующих технологиях мы взять их не можем. Зарубежные технологии нам, во-первых, не подходят, во-вторых, нам их и не дадут. Поэтому мы должны говорить об импортозамещении в этом ключе – о создании своих технологий. И поддерживать тех, кто занимается созданием наших технологий», – отмечает Геннадий Шмаль.
Частично его поддерживают в компании «Газпром». Заместитель начальника департамента 335 ПАО «Газпром» Владимир Вавилов считает, что на данный момент импортная техника выигрывает и по стоимости, и по уровню технологий.
«Нам нужен высококачественный продукт, который превосходит все аналоги. А в России зачастую бывает так, что когда конечная продукция выходит, она уже нуждается в модернизации, в доработке. А иностранные компании готовы нам дать то, что мы хотим, за 3 рубля», – отмечает Владимир Вавилов.
В компании «Башнефть» также подчеркивают, что российским производителям необходимо усилить работу над технологиями и выходить на честный рынок без опоры на преференции.
«Мы выбираем российский продукт, если он при прочих равных не уступает импортным аналогам. Это наша принципиальная позиция. У нас есть наши акционеры, и мы должны зарабатывать деньги. Мы часто сталкиваемся с недоумением производителей относительно того, почему мы их не привлекаем. Мы не сомневаемся, что наша промышленность способна производить конкурентоспособные аналоги. Коллеги, надо работать над технологиями. Вопрос преференций здесь может сыграть обратную роль – снизить заинтересованность у производителей», – поделился своим мнением директор по проектам импортозамещения департамента МТО ПАО АНК «Башнефть» Дмитрий Серегин в ходе «ИННОПРОМа-2016».
Тем временем в «Уралмаш НГО Холдинге» заявляют, что способны конкурировать хоть с западными, хоть с китайскими поставщиками. Последние с 2016 года вновь получили преимущества – ввозные пошлины были отменены. Однако даже в таких условиях российская продукция остается конкурентоспособной, отчасти благодаря девальвации рубля.
«В части технологичности оборудования мы не уступаем ни Западу, ни Китаю. Как правило, западные и китайские компании в свое время позаимствовали некоторые российские технологии и развили их. Ярким примером служат эшелонные буровые установки для кустового бурения, изобретенные еще в советское время на «Уралмаше». В 2000-х годах на российском рынке стали появляться подобные установки немецкого и китайского производства. В настоящее время также происходит это заимствование. В 2012 году «Уралмаш НГО Холдингом» была создана уникальная буровая установка «Арктика» для работы на Ямале на месторождениях «НОВАТЭКа» при 60 градусах нижу нуля. В начале этого года там же на Ямале появляется аналогичная буровая установка китайского производства», – обращает внимание представитель «Уралмаш НГО Холдинга».
Генеральный директор АО «ТНН» (образовано ОАО «АК «Транснефть» совместно с иностранным партнером компанией «Термомеханика Помпе» (TermomecanicaPompeS.p.A, Италия) и ЗАО «Конар» (Россия, г. Челябинск) Сергей Миняйло приводит пример развития собственных технологий. Так, после внешнеполитических проблем с Украиной у компании встал вопрос о замене насосов, которые производились на Украине. В итоге было создано конструкторское бюро, и разработаны новые технологии, которые еще не применялись.
«Единственная проблема, с которой мы пока не справились, это технология шлифовки. Но насосы, которые мы делаем сегодня, работают уже не 30 лет, их срок службы – 50 лет», – подчеркивает промышленник.
Единственный минус в том, что отечественные компании, в частности, не могут предложить такие же условия финансирования поставок, как китайские конкуренты. Так, заказчики импортного оборудования получают рассрочку на 3 года под 3% годовых, делится собеседник издания. Соответственно, российские банки не могут предоставить такие же условия.
Вместе с тем, компании с госучастием будут обязаны покупать именно российское оборудование. Об этом заявил заместитель директора Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России Евгений Муратов, выступая на «ИННОПРОМе-2016».
«Уже есть поручения Дмитрия Медведева, компании с госучастием обязаны использовать эти критерии при своей закупочной деятельности. Так что делать или не делать преференции – это не вопрос. Решение уже принято. Но оно является разумным», – заявил Евгений Муратов.
Непосредственно критерии того, что считать российским оборудованием, уже прописаны. В частности, если с 2016 по 2018 годы отечественным признается продукт, на производство которого есть лицензия на год, но на половину он состоит из импортных комплектующих, то уже в 2020 году этот продукт будет считаться российским, только если есть интеллектуальные права на его производство, с чертежами и возможностью передачи их другому юрлицу. Кроме того, 80% в стоимости готового изделия должны занимать местные составляющие, добавил Евгений Муратов.
Соответствующий документ Минпромторга через 2 месяца должен быть внесен в правительство. Предложения ведомства уже поддержали в «Национальной ассоциации нефтегазового сервиса». Ее президент Виктор Хайков привел пример Норвегии, которая вводила требования по участию в разработке локальных компаний.
«Наши производители реально могут и хотят производить. Но для этого нужен спрос от нефтегазовых компаний. Большинство производителей нефтегазового оборудования и сервисных компаний в очень тяжелом положении. Их необходимо развивать. Развивать, в том числе, мерами господдержки, что делает Минпромторг, за что им большое спасибо. Соответственно, в этом должны участвовать и заказчики – нефтегазодобытчики. Сейчас они привлекают российских производителей потому, что им где-то настоятельно рекомендуют», – отметил эксперт.
Директор технического департамента ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Григорий Щуров подчеркивает, что главное условие, которое в свое время позволило предприятию заниматься импортозамещением, это то, что у ММК появился инвестор и заказчик в лице «Газпромбанка». Общие инвестиции в новый прокатный стан, который был открыт еще в 2009 году, составили 40 млрд рублей, на сегодняшний день предприятие произвело порядка 7 млн тонн стали, из которых 5 млн рублей – это заказы «Газпрома», «Транснефти», «ЛУКОЙЛа».
По оценке Геннадия Шмаля, 80% – это тот максимум локализации, который российские производители могут себе позволить сегодня. Эксперт считает, что нет необходимости отказываться от всего импорта. Впрочем, сами разработчики уверены, что локализацию можно довести практически до 100%. В частности, в «Уралмаш НГО Холдинге» сейчас работают над созданием полностью отечественной (на 95%) буровой установки без импортных комплектующих, включая автоматизированные системы управления, которые разрабатываются совместно с НПО «Автоматики».
«Отказаться от импортных комплектующих можно даже в таком высокотехнологичном сегменте как программируемые контролеры, являющиеся элементной базой для автоматизированных систем управления буровых установок, а также компьютеров и программного обеспечения. Асинхронные электродвигатели переменного тока мощностью до 1200 кВт, используемые в главных приводах буровых установок, также уже освоены в производстве российскими компаниями. Созданная в 2014 году система верхнего привода буровой установки грузоподъемностью 320 тонн уже серийно изготавливается в нашем производстве. Оборудование очистки бурового раствора остается основной импортной составляющей в отечественных машинах. До настоящего времени мы комплектовали наши установки только американским очистным оборудованием, это было требованием практически всех заказчиков. У них налажен сервис, для обслуживания приезжают зарубежные специалисты, запчасти также импортные. Все это, естественно, очень дорого. Совместно с рядом российских компаний были изготовлены аналоги этого оборудования, сейчас заканчиваем испытания. Со следующего года мы планируем комплектовать наши буровые отечественным оборудованием очистки бурового раствора. В этом случае мы сможем представить на рынке абсолютно российскую БУ», – отмечает представитель «Уралмаш НГО Холдинга».
В Минпромторге РФ уверены, что разработанные критерии «российскости буровых установок» и вводные для компаний с госучастием позволят нарастить местным производителям свои объемы, в частности, «Уралмаш НГО Холдингу».
«Правда УрФО». Андрей Щербов, Полина Мудрова
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Уралмаш, бурение, импортозамещение, Минпромторг РФ, Оборудование, Арктика