Компании США добывают треть нефти Казахстана
...И доминируют в нефтесервисе, несмотря на передачу ряда услуг местным поставщикам – аналитики.
CHEVRON РАБОТАЛ ЕЩЕ В СОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ.
По состоянию на 2025 год в десятку крупнейших нефтяных компаний мира входят три американские фирмы. Это ExxonMobil (2-е место), Chevron (3-е место), а также ConocoPhillips (№7).
Первые две компании участвуют в разработке крупных месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. ConocoPhillips тоже работала в Казахстане. Корпорация была участником Северо-Каспийского проекта (Кашаган). Однако в 2013 году она вышла из него, продав свою долю за $5,4 млрд.
Chevron – одна из первых иностранных компаний, пришедших работать в Казахстан. Еще до распада СССР, в 1988 году, она подписала с Министерством нефтегазовой промышленности протокол о намерениях совместной разработки месторождения Королевское, расположенного рядом с Тенгизом.
Но республика добилась, чтобы полномочия по ведению переговоров с инвестором передали местным властям. Соглашение о принципах создания совместного предприятия с Chevron для разработки Тенгиза было подписано в 1992 году. А на следующий год было создано СП «Тенгизшевройл».
Первоначально стороны владели равными долями – 50% на 50%. Но в конце 1990-х Казахстан продал часть своей доли американской ExxonMobil и российско-американскому СП «ЛукАрко».
С приходом западных инвесторов добыча нефти на Тенгизе начала резко расти. Если в 1993 году она составляла 1 млн тонн, то уже через год увеличилась до 2,7 млн тонн. По итогам 2025 года, этот показатель может достичь уже 40 млн тонн, если не помешают ограничения ОПЕК+.
Комментарий «Информ-Девон»:
Сокращение добычи нефти в рамках соглашений ОПЕК+ идет вразрез с намерениями Казахстана по освоению месторождений Тенгиз и Карачаганак. В связи с этим Казахстан систематически не соблюдает ограничения. Западные аналитики заявляют, что это сильно беспокоит Саудовскую Аравию. Последняя якобы намерена в 2025 году уронить мировые цены на «чёрное золото» до $50 за баррель, чтобы наказать РК.
ТРЕТЬ ДОБЫЧИ КАЗАХСТАНА ДЕРЖАТ США.
Chevron ожидает, что в ближайшие месяцы добыча на месторождении увеличится примерно до 1 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) в сутки. В четвертом квартале 2024 года глобальная добыча американской компании составила 3,35 млн бнэ в сутки. Таким образом, с этого года только ТШО будет давать корпорации около 20% всей добычи.
«Этот проект позволяет нам не только увеличить добычу сегодня, но и продлить срок службы месторождения с течением времени», – говорит глава отдела международной разведки и добычи Chevron Клей НЕФФ.
Расширение добычи на Тенгизе является частью планов американской корпорации по наращиванию собственного производства «черного золота» примерно на 3% в год в течение следующих пяти лет.
Помимо Тенгиза, Chevron имеет 18% доли в проекте Карачаганак. По состоянию на 2020 год, 20% всех мировых запасов нефти компании находились в Казахстане. В 2023 году чистая прибыль Chevron превысила $21,3 млрд. Для сравнения, в том же году прибыль «Тенгизшевройла» составила более $5,3 миллиарда.
Помимо добывающих активов, Chevron принадлежит Атырауский завод полиэтиленовых труб, построенный компанией более 20 лет назад. Также Chevron и ExxonMobil являются акционерами Каспийского трубопроводного консорциума.
По КТК через Россию экспортируется практически вся тенгизская, кашаганская и карачаганакская нефть. В 2024 году консорциум выплатил своим акционерам в качестве дивидендов $1,3 млрд.
Прим. Информагентства «Девон»:
Акционерами КТК являются Росимущество в лице Транснефти – 24%, «КТК Компани» – 7%, нацкомпания «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.
ExxonMobil –крупнейшая частная вертикально-интегрированная нефтегазовая компания мира. В 4 квартале 2024 года она добывала свыше 4,60 млн бнэ в сутки, а ее годовая прибыль составила почти $33,7 млрд. ExxonMobil пришел на Тенгиз позже Chevron, но в Кашагане участвует с самого начала реализации проекта. Там американская компания отвечает за бурение скважин в рамках второго этапа освоения месторождения.
Доля ExxonMobil в казахстанской нефтедобыче может вырасти, если Кашаган перейдет на этап полномасштабного освоения. Однако акционеры North Caspian Operating Company (NCOC) судятся с правительством и неизвестно, чем закончится тяжба.
Показатели за последние пять лет демонстрируют, что добыча американских компаний в Казахстане постепенно растет. Хотя в прошлом году произошло небольшое снижение. На Chevron и ExxonMobil приходится около 28-30% всей добычи по стране. Это даже немного больше, чем у «КазМунайГаза» (27,1%, или 23,8 млн тонн в 2024 году), участвующей во всех трех крупных проектах.
КАЗАХСТАН ХОЧЕТ РАЗВИВАТЬ СВОЙ СЕРВИС.
Позиции американских компаний очень сильны и на местном рынке нефтесервиса. Как правило, иностранные нефтяные компании стараются нанимать своих постоянных поставщиков нефтесервисных услуг и товаров. В 1990-х годах, в самом начале их прихода в страну, они практически всё завозили из-за рубежа. Постепенно власти и казахстанские компании добились того, чтобы ряд услуг передали местным подрядчикам.
«Сегодня американские компании у нас представлены в основном в области буровых работ, – говорит руководитель общественного фонда Energy Monitor Нурлан ЖУМАГУЛОВ. - Они лидируют по скважинным операциям. Это Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes и Weatherford. Больше всего они оказывают свои услуги на проектах Тенгиз, Кашаган и Карачаганак».
На Тенгизе почти все сложные работы, связанные со скважинными операциями, выполняют американцы. Также было и на Карачаганаке. Но затем по решению полномочного органа (ТОО «PSA») крупные контракты раздробили.
Часть заказов получили уже совместные предприятия, созданные поставщиками из США и национальной компанией «КазМунайГаз». Сейчас в местные компании уже самостоятельно выполняют ряд работ на Карачаганаке.
«Сегодня на Карачаганаке на скважинных операциях присутствует более 10 компаний, чего нет на Тенгизе, – отмечает Нурлан Жумагулов. - Там в основном Schlumberger сидит на мастер-контрактах по этим видам услуг».
«Это работы, связанные с подготовкой площадок, бурением колонн на первые 300-400 метров, - продолжает эксперт. - Их вполне могли бы выполнять и местные предприятия, ничего сложного в этом нет. Но до сих пор именно скважинные операции контролируются компаниями с участием США и Запада».
Но это касается Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. На других месторождениях, в том числе с участием КМГ, нет американских компаний. Китайские CNPC и Sinopec тоже не берут американцев, предпочитая приглашать своих поставщиков.
Что касается «Шлюмберже», то она еще участвует в тендерах казахстанских компаний, где необходимо горизонтально-направленное бурение (ГНБ). А Halliburton предоставляет услуги гидроразрыва пласта (ГРП). Они участвуют в открытых тендерах частных независимых добывающих организаций.
В целом в нефтесервисном секторе страны работают более тысячи компаний, численность персонала которых превышает 160 тыс. человек. В 2023 году нефтесервисные компании заплатили в госбюджет около 800 млрд тенге.
…И ПРИМКНУВШИЕ К НИМ ЕВРОПЕЙЦЫ.
Что касается поставок товаров, то здесь преобладает доля европейских и британских компаний. К примеру, дорогостоящие компрессоры поставляет итальянский завод Nuovo Pignone. Его акционером является Baker Hughes.
Помимо скважинных операций, в последние годы американские компании лидируют по оказанию консультационных услуг. Так, большую долю заказов в этом сегменте в проекте будущего расширения добычи (ПБР) на Тенгизе выиграла дочка Chevron.
Долгие годы по строительно-монтажным услугам (СМР) и техническому обслуживанию лидировала компания Senimdi Kurylys. 50% доли в ней принадлежит фирме Bechtel (США), а остальные 50% – турецкой ENKA.
Эта компания десятки лет выполняла СМР и техобслуживание на Тенгизе. Senimdi Kurylys работала на строительстве заводов второго и третьего поколения и имела действующий мастер-контракт на техобслуживание. Но на последний тендер по техобслуживанию объектов Тенгиза до 2033 года компания не была приглашена.
Доля американо-турецкой Senimdi Kurylys составила почти 18% рынка. А на тройку крупнейших подрядчиков приходится около 45% всех работ в 2023 году. Доля компаний со 100% местным капиталом составила 9,7%.
В 2023 году нефтегазовые операторы заказали строительно-монтажных работ почти на 1,5 трлн тенге. Самым крупным заказчиком этих видов услуг, как и годом ранее, стал «Тенгизшевройл». Она оплатила работы более чем на 1 трлн тенге, что составляет около 72% всех заказов.
Идущий на втором месте оператор Карачаганака – «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» (КПО) – заказал работ на 197,4 млрд тенге (13,3%). Третий крупнейший покупатель услуг – NCOC – заплатил 71 млрд тенге (4,8%). Итого, на операторов Тенгиза, Карачаганака и Кашагана пришлось 90% всех заказов строительно-монтажных работ.
Американские сервисные компании лидируют и в сфере транспортировки нефти. Chevron Tankers Limited заработала на этом сегменте 430 млрд тенге или треть от общей суммы заказов в этой отрасли.
ИА «Девон»: «ГЛАВА КАЗАХСТАНА РАССКАЗАЛ О ПРОЕКТАХ С РФ В НЕФТЕГАЗЕ».
Среди них – новые заводы СИБУРа и Татнефти, транзит газа в Узбекистан и освоение шельфа Каспия.
| Поделиться этой новостью у себя в соцсетях |

