Как Украина построила нефтепровод поперек
(
30 марта 2014 19:18 )
За всё время существования Украина построила только один нефтепровод, но зато какой! Необычность этого нефтепровода стала очевидной ещё на этапе проектирования - его было решено проложить поперёк принятого в регионе направления транспортировки нефти. Стоит ли говорить о том, что с одной стороны не было поставщиков нефти, с другой - потребителей? Тем не менее, создателям проекта удалось одержать уверенную победу над здравым смыслом. Спустя 10 лет после сдачи системы Одесса-Броды в эксплуатацию Александр Лукашенко решил осуществить перфоманс-акцию, включающую межконтинентальную транспортировку нефти в Белоруссию. Благодаря этому несколько месяцев украинский нефтепровод проработал в точном соответствии с проектными условиями.Идея строительства нефтепровода Одесса-Броды возникла в начале 90-х годов. Броды – стратегически важный узел транспортировки нефти на южной ветке нефтепровода "Дружба". "Дружба" предназначалась для того, чтобы по льготным ценам снабжать нефтью дружественные социалистические государства Восточной Европы. После перехода на рыночные цены платёжеспособный спрос резко упал и в Бродах образовался избыток российской нефти. Ситуация усугублялась тем, что два крупных отгрузочных морских порта оказались за пределами России - Вентспилс и Одесса, а трубопровод, идущий к Новороссийскому порту, на одном участке проходил по территории Украины.Идея лежала на поверхности - дополнительные поставки нефти в Броды создадут серьёзные проблемы для России. Был разработан следующий план: нефть с каспийских месторождений довозится до Баку на танкерах, потом перегружается в железнодорожные цистерны, перевозится до порта Батуми, там переваливается на танкеры, по Черному морю транспортируется до Одессы, дальше сливается в трубопровод и доставляется в Броды. Схема сложная, дорогостоящая, но политически правильная. США и Западная Европа поддержали проект, а Польша предложила продлить трубу до Гданьска, чтобы создать России проблемы ещё и на северном рынке. В 2005 году избранный президентом Украины Виктор Ющенко назвал нефтепровод "Одесса-Броды" одним из самых удачных энергетических проектов страны.Энтузиазм был настолько велик, что в ходе разработки проекта был пропущен один важный момент - заключение контрактов с поставщиками нефти, заинтересованными в новом маршруте. Робкие замечания ряда экспертов о том, что в перспективе может не найтись желающих поставлять нефть туда, где она и так в избытке, не были услышаны. Стройка началась в 1996 году, к 2001 году новый трубопровод протяжённостью 667 км и мощностью 14,5 млн тонн нефти в год был принят государственной комиссией. Тут и начались первые проблемы. Во-первых, ни одна нефтяная компания не высказала желания воспользоваться необычным маршрутом, во-вторых, внезапно выяснилось, что перед началом эксплуатации трубопровод следует заполнить технологический нефтью в объёме примерно 450 тыс. тонн. Украина, и так изрядно потратившаяся на прокладку трубы и строительство приёмного терминала в Одессе, на покупку технологической нефти денег найти не смогла. Польша, понаблюдав за происходящим, заявила, что будет строить участок до Гданьска (вариант - Плоцка) только наличии гарантированных контрактов на прокачку нефти, то есть фактически отказалась от проекта.Нельзя сказать, чтобы власти Украины сидели без дела. Было проведено порядка 50 road-show в Западной Европе и США, приняты постановления и даны распоряжения, но ввести трубопровод в эксплуатацию всё не получалось. В "нулевых" годах нефтяные компании России стали наращивать добычу нефти, полностью загрузив все доступные экспортные маршруты, тогда-то и возникла идея развернуть систему "Одесса-Броды" в обратном направлении. Сначала Украина восприняла это предложение как оскорбительное, потому что работа системы в таком режиме приведёт к результату, прямо противоположному прежним идеям: Россия разгружает узел в Бродах, усиливает позиции на рынке Южной Европы, при этом возрастает зависимость Украины от российской нефти. Начались демонстрации против осуществления реверса, особенно многочисленные в западных областях страны.Популярный анекдот тех времён:
Сидят за столом два украинца.
-- Вот скажи, чем реверсное использование нефтепровода отличается от прямого?
-- А ты выпей рюмку горилки! Закуси... Так, хорошо пошла?
-- Ещё бы!
-- Вооот. Потому, что пошла в прямом направлении. Если б реверсом - худо было бы.К 2004 году политическая ситуация изменилась. Должность премьер-министра Украины вместо Виктора Ющенко занял более умеренный Виктор Янукович, собиравшийся стать президентом. Кроме того, компания ТНК, предложившая осуществить реверс системы, получила приставку BP, став наполовину британской. Наконец, трубопровод давно пора было заполнить технологической нефтью для приведения его в рабочее состояние и защиты от коррозии. Украина пошла на уступки и в IV квартале 2004 года по трубопроводу в направлении Одессы началась транспортировка нефти из России. Несмотря на то, что вскоре в Украине произошла "оранжевая революция" и отношение к реверсу резко изменилось, контракт, подписанный с ТНК-BP, выполнялся несколько лет.В 2010 году пробил звёздный час украинского нефтепровода. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поссорился с Владимиром Путиным и в сердцах пообещал впредь покупать нефть в Венесуэле. "Батька" сдержал обещание, а привезённую из Южной Америки нефть демонстративно прокачал из Одессы в Броды в полном соответствии с проектным предназначением украинского нефтепровода. Решительные действия Лукашенко произвели должное впечатление на Кремль, который смягчил свою позицию. Закупки венесуэльской нефти прекратились, нефтепровод Одесса-Броды вновь остановился. Скорее всего, навсегда - Россия реализовала ряд транспортных проектов (БТС, ВСТО) и более не нуждается в прокачке нефти в Одессу, а привлечь других поставщиков практически невозможно из-за непривлекательности украинского маршрута.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: трубопроводы, Украина, Белоруссия, Транспорт