Как оптовая цена бензина стала выше розничной
Слабый рубль, сокращение демпфера, топливо на экспорт… - никакой бойкот не поможет.
(
11 июля 2023 17:30 , ИА "Девон" )
Оптовые цены на бензин в России продолжают расти. Этот процесс отражается на рознице. О том, что происходит на рынке и почему дорожает моторное топливо – в подборке Информагентства «Девон».
НЕФТЯНИКОВ ПРИЗЫВАЮТ УМЕРИТЬ АППЕТИТЫ.
Стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской бирже (СПбМТСБ) по итогам торгов в понедельник вновь обновила свой исторический рекорд. Она впервые превысила 59 тысяч рублей за тонну. Во вторник в европейской части России 92-й бензин подорожал еще на 0,41% - до 59441 руб. Аи-95 на данный момент стоит уже 66096 руб.
Летнее дизельное топливо в начале недели подешевело на 0,13% - до 51871 рубля за тонну. Впрочем, во вторник этот показатель составил 52088 руб. Также подешевел авиакеросин - на 3,03%, до 63 472 рублей. Стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) снизилась на 4,1% - до 21863 руб. Мазут подорожал на 1,07%, до 18442 рубля.
В связи с ростом цен Минэнерго РФ и Федеральная антимонопольная служба потребовали увеличить продажи бензина на бирже. В конце июня вице-премьер Александр НОВАК призвал нефтяников отдавать приоритет поставкам бензина на внутренний рынок, даже когда экспорт выгоднее.
Новак также поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов. Власти могут также увеличить минимальный норматив биржевых продаж на внутреннем рынке – с 11 до 12% для бензина и с 7,5% до 8,5% для дизтоплива.
Вице-премьер РФ обратился к представителям отрасли с просьбой "не извлекать мгновенную выгоду в ущерб российским потребителям", пишет "Московский комсомолец". Вместе с тем, федеральное правительство решило сократить выплаты по демпферному механизму, призванному сдерживать цены на топливо.
Эти выплаты снизятся на четверть, с 103,5 до 78,6 млрд руб. в месяц. По сравнению с прошлым годом, выплаты уже упали в 3 раза. Из-за этого заправочным станциям придется значительно повышать цены на бензин, чтобы не понести убытки.
В мае и июне предложение бензина сократилось из-за временной приостановки работы части нефтеперерабатывающих заводов для ремонта. Это привело к снижению доступности топлива. На этом фоне биржевые цены стали стремительно расти, обновляя один рекорд за другим. Подорожание в опте теперь стало сказываться и на рознице.
МЕНЬШЕ СУБСИДИЙ - БОЛЬШЕ ЭКСПОРТ ТОПЛИВА.
Так, средние потребительские цены на бензин в России с 26 июня по 3 июля выросли на 14 копеек — до 52,3 рубля за литр. Об этом пишет
Life.ru. Бензин АИ-92 в среднем подорожал на 14 копеек - до 48,46 рубля за литр. 92-й автобензин в среднем прибавил в цене 16 копеек — до 52,88 руб. 98-й бензин теперь стоит 63,26 руб. (+11 копеек). Дизельное топливо подорожало на 7 копеек — до 58,38 рубля.
«На рост оптовых цен на бирже могло повлиять возможное сокращение демпферных выплат в июле, — рассказал финансовый аналитик BitRiver Владислав АНТОНОВ. - Однако правительство позднее перенесло это решение на осень. Сокращение демпферных выплат означает, что государство будет меньше субсидировать стоимость бензина. Это приведёт к повышению цен».
Дело в том, что большинство крупных нефтекомпаний экспортируют бензин. Это выгоднее для них из-за слабости рубля. А увеличение экспорта оказывает давление на внутренний рынок. Сокращение субсидий будет подталкивать их экспортировать больше нефти, а на своих НПЗ перерабатывать меньше. Кроме того, снова начали расти мировые цены на нефть при одновременном сокращении дисконта Urals к Brent. Это также мотивирует нефтяников больше экспортировать сырья, чем перерабатывать.
«Ситуация на топливном рынке сложилась неоднозначная, - говорит гендиректор ООО "Альфа-Форекс" Гузель ПРОЦЕНКО. - С одной стороны, биржевые цены растут. С другой, бюджет страны исполняется с отставанием. Правительство сворачивает некоторые регуляторные механизмы. На руку играли и запасы топлива, созданные на НПЗ в преддверии ремонтного сезона. Однако сейчас всё поменялось».
«Одни механизмы перестали работать, другие — ещё не запущены, и розница вполне ожидаемо отреагировала ростом цен», — отметил частный инвестор, основатель Школы практического инвестирования Фёдор СИДОРОВ.
«Демпферные субсидии для нефтяников будут сокращены вдвое на три года, а не на год, как сообщалось ранее, — отметил аналитик канала "Рынки Деньги Власть" Сергей РАМАНИНОВ. - Эффект от лишения субсидий больше всего на себе ощутят конечные клиенты. Нефтяники будут вынуждены повышать цены на бензин. Учитывая это, а также ситуацию с курсом рубля, цены на бензин продолжат свой рост».
Гузель Проценко не ожидает взрывного роста цен на бензин, как в 2018 году, так как демпфер всё ещё работает. К осени средняя цена на автобензины может достичь 55–56 рублей.
В некоторых регионах оптовые цены на бензин уже превышают розничные. Это наносит ущерб бизнесу и экономике в целом, приводит
«Национальная служба новостей» слова президента Независимого топливного союза Павла БАЖЕНОВА.
«Пока еще у операторов есть запас прочности, накопленный за хороший период. – подчеркивает он. - По розничным ценам ситуация контролируется. Рост наблюдается в рамках инфляционного коридора. Но для бизнеса это шоковая ситуация, которая начинает затягиваться».
Баженов объяснил, что такая ситуация сложилась из-за перераспределения потоков, а профицит бензина в стране не так велик. Эксперт призвал регуляторов корректировать акциз и повышать биржевые нормативы продаж.
СРАБОТАЕТ ЛИ БОЙКОТ АЗС.
Тем временем в некоторых регионах снова начали переписывать заправки на ценниках. Так, в Башкирии компания «Башнефть» сообщила о повышении розничных цен на бензин с 4 июля. Литр бензина самой популярной марки ATUM-95-K5 стоит 51,55 рублей, сообщает издание
«Пруфы».
Это уже шестое подорожание на заправках сети за последние два месяца. Для сравнения, на АЗС ЛУКОЙЛа в Уфе литр бензина марки AИ-95 стоит 52 рубля. При этом Башкортостан стабильно входит в топ регионов с самым доступным бензином в стране.
Известный в Башкирии общественный деятель, лидер «СтопБашРТС» Альберт РАХМАТУЛЛИН предложил писать обращения в профильные ведомства и бойкотировать заправки. «Выскажусь как простой обыватель – нас снова грабят! – заявил он. - Ведь после введения санкций наши поставки на зарубежные рынки нефти и нефтепродуктов уменьшились в разы. И бензин должен подешеветь из-за его избытка на внутреннем рынке».
«Но разве у нас в стране есть рынок, – продолжил Рахматуллин. - Монополисты, чтобы не терять прибыль, искусственно создали дефицит бензина и тем самым взвинчивают цены. Нефтяные олигархи просто грабят нас!».
«Писать необходимо каждому жителю России, - считает активист. - Пару лет назад я предлагал организовать бойкот АЗС, но народ как-то слабо поддержал. Хотя в 2018 году такой бойкот по всей стране совместно с протестами дал неплохой результат. Рост прекратился, и цены даже немного снизились. Поэтому предлагаю всем объявить бойкот и не заправляться на АЗС «Башнефти» в республике с 1 по 31 августа. Но, чтобы это стало действенно, необходима массовость!».
Экономист Всеволод СПИВАК считает, что рост цен едва ли приведет к существенному изменению структуры потребления. «Прямой причиной заметного повышения цен на пассажирские перевозки это стать не может, – отметил он. - Но компании при повышении цен на билеты будут неизбежно ссылаться на стоимость ГСМ».
Он напомнил, что в свое время цены на АЗС в Башкирии были выше, чем в соседних регионах. И это, несмотря на то, что республика не только сама удовлетворяла свои потребности в топливе, но и экспортировала топливо.
«Думаю, это было обусловлено монопольным положением продавцов, – полагает Спивак. - Сейчас ситуация изменилась и бензин в Башкортостане относительно других регионов доступен».
Причины подорожания топлива – системные. Поэтому бойкот вряд ли даст весомый результат, считает он. Он был бы эффективен, если бы повышение цен обуславливалось действиями одной компании. Он считает, что заправочные компании и так сдерживают повышение цен, жертвуя своей маржой.
В Министерстве торговли и услуг РБ заявили, что хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют стоимость продаваемых товаров. И никто не может понуждать их устанавливать определенные цены.
«Для повышения конкуренции между игроками розничного сегмента топливного рынка и стабилизации цен в республике ведётся работа по увеличению представленности точек розничной продажи ГСМ, - пояснили в министерстве. - Для этого правительство республики активно развивает придорожный сервис».
О том, как работает механизм сглаживания цен на моторное топливо, и как сокращение выплат повлияет на НПЗ – читайте в материале "Информ-Девон".
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: дизтопливо, цена бензина, Башкирия ТЭК, СПбМТСБ, Кризис