Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Автогаз на тормозе

Что мешает переводу транспорта на газомотор на Урале.

(30 апреля 2021 06:35 , ИА "Девон" )
Программа развития рынка газомоторного топлива в Свердловской области остановилась на первом этапе - переводе на метан автобусов и коммунальной техники. Автомобилисты отказываются переходить на газ из-за нехватки АЗС. Об этом пишет «РБК Екатеринбург»  (Екатерина ДЕМИНА).

МЕТАН ИЛИ ПРОПАН?

К 2022 году в Свердловской области планировалось открыть 72 автомобильные заправки с газомоторным топливом. На такой показатель ориентировалось Министерство энергетики РФ в 2019 году, рассказал бывший глава «Газпром трансгаз Екатеринбурга» Давид ГАЙДТ. На тот момент в регионе было 17 газовых АЗС. Впоследствии показатель не нашел своего отражения в официальных документах. Согласно государственной программе «Развитие энергетики», в 2021 году в области должно работать 19 заправок, в 2022 году – 23 АЗС.

Вся программа была разделена на три этапа. По рекомендациям, разработанным для регионов в Минэнерго РФ, первыми на газ должны были перейти муниципальный транспорт и коммунальные службы. За ними шли частные локальные перевозчики, последними – автомобилисты и коммерческие компании - перевозчики.

В качестве газомоторного топлива используют два газа: метан и пропан-бутан. Первый – чистый природный газ. Он более экологичен, в основном представлен в сжатом (компримированном, КПГ) виде.
Смесь пропана и бутана, или «автогаз», – производное от добычи и переработки нефти. Продается смесь в сжиженном виде, до заправок доставляется в цистернах.

Сеть пропан-бутановых АЗС более развита, поскольку их оборудование технологически проще и дешевле. Пропан-бутан получил свое развитие как газомоторное топливо в 2000-х годах, когда государство стало дотировать продажу этой смеси для бытовых нужд – цена снижалась на треть. Однако в действительности значительная часть газа использовалась как автомобильное топливо.

Сегодня в Свердловской области 141 пропан-бутановая заправка, метановых – в семь раз меньше. Федеральное правительство выделяет субсидии на строительство заправок и переоборудование существующего транспорта, но они действуют только для перехода на метан. Именно он подразумевается под газомоторным топливом в официальных документах. Пропан-бутан считается более «грязным» топливом, поскольку при сгорании оставляет больше выбросов.

В региональной программе прописано, что на втором и третьем этапах – с 2016 по 2020 год – в Свердловской области должны были открыть 24 заправочные станции со сжатым природным газом. Помимо этого, в программу были вписаны планы компании «Газпром газомоторное топливо» открыть восемь заправок – в Екатеринбурге, деревне Ольховке (Сысертский район), Асбесте, Верхней Пышме, Березовском и Богдановиче. К 2021 году число АГЗС с учетом открытых по региональной программе должно было вырасти до 47.

ООО «Газпром газомоторное топливо» на начало 2020 года компании принадлежало 17 газовых АЗС в Свердловской области, в том числе 4 в Екатеринбурге. В остальных территориях АЗС так и не были построены. По данным департамента информационной политики региона, сегодня в области работают 20 заправок с газомоторным топливом – в 2,5 раза меньше планового показателя. Еще две построят в ближайшее время.

ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА

За семь лет за счет бюджета были закуплено 187 газомоторных автобусов и один мусоровоз. Деньги на транспорт получили Екатеринбург, Нижний Тагил и Кировград. Всего в регионе приобрели 752 единицы техники на газе (по плану на конец 2020 года – 731). Показатель объема потребления природного газа также перевыполнен – 5,9 млн кубометров против плановых 4,1 млн кубометров.

Однако, по словам Давида Гайдта, газовые заправки в регионе в настоящий момент загружены только на 30–40%. Муниципальные автобусы и коммунальная техника – почти единственные потребители, а это лишь 10% всего транспорта.

Владельцы парков большегрузной техники на газ переходят неохотно. По словам эксперта, на это есть две причины. Во-первых, это существенные траты – стоимость переоборудования одного дизельного тягача достигает 1,5-2 млн рублей. Также необходимы вложения в инфраструктуру.

Во-вторых, большая часть газовых заправочных станций находится в городах, на трассах их почти нет. На многих территориях поблизости нет газопровода, а строить новый не рентабельно. Если станции за пределами городов и есть, то они зачастую находятся в 30–50 км от крупных магистралей, это лишний расход топлива и временные затраты.

Решением для заправок на трассах может стать сжиженный метан (СПГ), который доставляется до заправок в автоцистернах, поэтому не требует строительства газопровода. Однако затраты на его производство и транспортировку выше.

«Если делать по известной технологии, получается дорого из-за больших затрат на электричество для сжижения: средняя цена электроэнергии – 4–6 рублей киловатт-час, - пояснил он. - Получается, дешевле, чем 20 рублей, на заводе не сделаешь. С завода газ нужно довезти, построить заправку, там что-то дать заработать, и на пистолете газ будет стоить 30 рублей».

ПРЕПОНЫ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Он отметил, что существуют и более экономичные технологии, которые позволяют сжижать газ за счет перепада давления. Этот способ, к примеру, используется на газораспределительной станции № 4 в Екатеринбурге, принадлежащей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». «Но это инфраструктура «Газпрома», а он очень тяжело кого-то пускает. И сам не строит, хотя и создал специальную компанию», – отметил эксперт.

ГРС № 4 – фактически единственная в регионе площадка, где производится сжиженный природный газ. Он поставляется на экспорт – в Казахстан, а также в поселок Староуткинск для снабжения котельных. Как газомоторное топливо этот газ используется только на заправочной станции компании в Первоуральске. Здесь оборудована одна колонка, она обслуживает исключительно автопарк компании. На станции в Первоуральске также есть дополнительные мощности по производству СПГ, но они применяются только при пиковых нагрузках комплекса на ГРС.

Ранее компания анонсировала открытие завода по производству малотоннажного СПГ в Нижнем Тагиле мощностью 5 тонн в час. Строительство планировалось начать в 2020 году, однако из-за пандемии сроки сдвинули. Сейчас ведутся проектные работы. Завершить их рассчитывают до конца текущего года. Запустить производство смогут не раньше 2024 года.

По словам директора компании «Элитгаз» Александра МАКСИМЕНКО, всего в Свердловской области три заправки с сжиженным метаном. Помимо АЗС в Первоуральске это две станции компании «Новатэк»: в Сухом Логу и в селе Новоалексеевское под Первоуральском. Кроме этого, действует заправка «Газпрома» в селе Тюбук Челябинской области, которое находится вблизи от границы регионов.

По словам Гайдта, правительству следует обязать все нефтяные АЗС оборудовать газовые колонки. В целом, по его словам, для развития рынка газомоторного топлива необходима целевая госпрограмма и один ответственный куратор.
«Никто не отвечает за эту проблему ни в областном, ни в федеральном правительстве, - заявил он- Полномочия распределили, но нет одного главного. Каждое ведомство и бизнес-единица занимаются своими вопросами. Госструктуры – тем, чтоб к ним не было претензий по выделению земли. Крупные компании не идут туда, у них и без этого есть на чем зарабатывать и куда вкладывать деньги. Газовые заправки начинают окупаться только на третий год, а полностью вложения отбиваются на седьмой-восьмой год».

Прим. ИА «Девон»
Программа перевода автомобилей на природный газ сталкивается с трудностями и в других регионах. Например, федеральное правительство в 2020 году решило выделить меньше средств на строительство АГНКС  в Татарстане. С другой стороны, АГНКС Газпрома в Татарстане решено сделать частью инфраструктуры коридора «Европа – Западный Китай».В республике откроют также СПГ-заправки  для речных судов.
Активизируют перевод коммунальной техники на ГМТ в Челябинской области.  А власти Башкирии будут субсидировать до 40 млн рублей за каждую новую газомоторную заправку. 



Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Свердловская обл, Газпром ГМТ, газомотор, Транспорт, СПГ, Метан, энергетика

 

к следующей новости раздела

6 мая 2021

Нефть по $100 – мечты или реальность?

к предыдущей новости раздела

28 апреля 2021

Татарстан водорода не боится

к следующей новости главной ленты

30 апреля 2021

«Татнефть» активизируется в Средней Азии

к предыдущей новости главной ленты

30 апреля 2021

В Казани студенты соревновались по добыче виртуальной нефти