Архив новостей

Ноябрь2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Был ли налоговый маневр благом?

…И другие проблемы обсудили на конференции «Моторные топлива 2017»

(26 апреля 2017 07:49 , ИА "Девон" )
ГЛУБИНА ПЕРЕРАБОТКИ ВЫРОСЛА
В России по итогам 2016 г. глубина переработки нефти выросла на 5% и достигла 79.2%. Улучшение качественных показателей позволило увеличить продажу нефти на экспорт без сокращения поставок топлива на внутренний рынок. Об этом на конференции «Моторные топлива 2017», организованной CREON Energy в Москве, сообщил заместитель директора департамента углеводородного сырья компании CREON Energy Константин Нижегородов.
Существенно вырос выпуск топлив класса 5: до 93% по бензину (годом ранее было 85%) и 85% по дизелю (в 2015 г. - 73%), приводит слова эксперта creonenergy.ru. Общий объем произведенного в 2016 г. бензина достиг 40 млн т, по дизелю это 76.3 млн т. При росте выпуска дизтоплива на 0.3% внутреннее потребление увеличилось на 4.5%. Это может быть связано с ростом железнодорожных тарифов и соответствующим повышением спроса на автомобильные перевозки.
Структура выпуска нефтепродуктов за последние 15 лет претерпела изменения. Так, доля мазута снизилась с 31% до 20%, при этом сегмент «прочее» вырос с 25% до 35%. Доли бензина, дизтоплива и авиакеросина остались практически прежними.

ПОЧЕМУ ВЫРОСЛИ ЦЕНЫ
Российский топливный рынок в 2016 г. стал самодостаточным: отечественные НПЗ способны обеспечить внутренний спрос на бензин и дизельное топливо собственным товаром класса 5. Другой вопрос - сколько стоит это топливо и обосновано ли подорожание, которое произошло в начале 2017 г. Как рассказал генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, основная причина мартовского скачка цен — снижение продаж на бирже.
Если говорить более детально, то рост цен на бензины произошел из-за снижения продаж товара на бирже и неожиданного для рынка падения выработки на Уфимской группе НПЗ.
Что касается дизельного топлива, то скачок цен произошел на фоне падения экспортного паритета и значительной премии внутреннего рынка – факторов, которые должны были способствовать росту предложения товара на внутреннем рынке. В этой связи повышение цен на дизтопливо было искусственным и произошло исключительно из-за снижения объемов продаж товара на бирже.
Говоря о повышении цен, эксперт рассказал о роли основных игроков топливного рынка. Так, «Газпром нефть» ведет ремонты на Московском НПЗ и заводе «Славнефть-ЯНОС», поэтому продает на бирже минимальные объемы нефтепродуктов и даже докупает товар на внутреннем рынке. «Лукойл» до недавнего времени стремился торговать на бирже со своими сбытовыми предприятиями, кроме того, компания продает на торгах нефтепродукты строго в рамках требований Совместного приказа и не перевыполняет нормативы. «Газпром газэнергосеть» ввиду небольших объемов выработки на предприятиях «Газпрома» не является ключевым игроком российского рынка нефтепродуктов. «Сургутнефтегаз» - локальный производитель, ориентированный на рынок Северо-Запада РФ. Таким образом, резюмирует г-н Турукалов, сегодняшний рынок — это рынок «Роснефти», ситуация на нем в основном зависит от принимаемых компанией решений.

СНИЗИТЬ ЦЕНЫ ВРЯД ЛИ ВОЗМОЖНО
А что дальше? Аналитик полагает, что не стоит тратить силы и пытаться плыть против течения: «Нужно смириться с последствиями налогового маневра и объективными предпосылками к высоким ценам на моторные топлива. Стабилизировать внутренний рынок можно за счет насыщения товаром свободного рынка и развития рыночных инструментов».
Попытаться удержать на нынешнем уровне – такова позиция антимонопольного ведомства в отношении внутренних цен на топливо. Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС России Дмитрий Махонин отметил, что в перспективе сдерживание их роста - вполне выполнимая задача. «А вот как добиться снижения цен, я не знаю. Вряд ли это возможно в принципе», - признался чиновник.
Ценовой вопрос он прокомментировал и с другой стороны: «Уже некоторое время в топливной отрасли ходят разговоры о снижении рентабельности АЗС в связи с подорожанием бензина и дизеля. Так вот, сейчас можно сказать, что маржинальность заправок начала восстанавливаться. Но не могу не согласиться, что пока рост цен выше темпов инфляции».
Вполне определенно Дмитрий Махонин высказался и по поводу уже упомянутых запасов: «Накопление запасов топлива - это хорошо и правильно, однако чрезмерным и необоснованным оно быть не должно». По его словам, рекомендованное Минэнерго создание запасов привело к тому, что НПЗ накопили на складах 1.9 млн т топлива. «У нас достаточно производственных мощностей для насыщения внутреннего рынка, - говорит чиновник. - Получается, копим за счет снижения отгрузок потребителям. Так что с наступлением 1 апреля - даты окончания создания запасов - рынок вздохнул с облегчением и вновь начал регулировать сам себя».
Был ли налоговый маневр благом для отрасли? На этот вопрос ответить однозначно Дмитрий Махонин не смог: «Когда параметры маневра прислали в ФАС, мы написали на них отрицательное заключение. Исходили из того, что даже в то время эти параметры вызывали вопросы. В целом антимонопольная служба считает, что налоговая система должна быть понятной и прозрачной. Например, производство, которое дает добавочную стоимость, должно находиться в более комфортных условиях».

РОЛЬ БИРЖИ
Обсуждая ценообразование на топливном рынке, участники конференции отметили роль биржевой торговли. От «первого лица» об этом рассказал вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов: «Согласно нормативам совместного приказа, на бирже необходимо продавать 7 млн т нефтепродуктов. За прошлый год объем торгов составил 17.5 млн т. Очевидно, что уже сейчас биржа стала значимым инструментом сбытовой деятельности компаний».
Докладчик отметил, что еще недавно мелкооптовый сегмент биржей охвачен не был, однако работа над этим активно идет. Год назад СПбМТСБ совместно с «Роснефтью» начала реализовывать эту программу, сейчас в нее включены все дочерние общества нефтяной компании. «Мы хотим, чтобы этот инструмент стал интересен более широкому кругу продавцов и покупателей, - рассуждает Антон Карпов. – Поэтому хотим изменить его в лучшую сторону: внедрить инструментарий не базисов, а балансовых пунктов».
Вице-президент биржи рассказал о таком механизме, как «Оператор товарных поставок» (ОТП). Разработанная совместно с петербургской компанией «ПТК», программа была пилотно запущена в Северо-Западном регионе. Планируется ее масштабирование, проект в этом направлении реализуется на базе трехстороннего меморандума, подписанного ФАС, «Транснефтью» и СПбМТСБ. Планируется, что «Транснефть» получит в Банке России статус ОТП и предложит участникам биржевых торгов такую функцию на своих базисах поставки.

ПРЕТЕНЗИЙ К КАЧЕСТВУ ТОПЛИВА МЕНЬШЕ
Контролю качества моторного топлива уделяется особое внимание со стороны Росстандарта. Как рассказала руководитель ЦМТУ Марина Калинникова, в 2016 г. 50% проверок по контролю соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза проведено на предприятиях, осуществляющих свою деятельность в сфере нефтепродуктообеспечения (1614 проверок). Из них около 18% - с отрицательным результатом.
Несмотря на то, что проводимые в данной области мероприятия ежегодно выявляют большое количество недобросовестных предприятий, осуществляющих реализацию не соответствующего регламентированным требованиям и контрафактного моторного топлива потребителям, тенденция к снижению таких нарушений по итогам 2016 г. имеется.
Основное количество проверок, проведенных в 2016 г. на предприятиях, осуществляющих производство, хранение и реализацию моторного топлива, - это внеплановые проверки по обращениям граждан и юридических лиц (999 проверок), при этом только в 14.4% - с отрицательным результатом. Невысокий процент нарушений, выявленных по результатам внеплановых проверок по обращениям, объясняется тем, что надзорный орган не может сегодня обеспечить оперативность и немедленный отбор образцов. Мероприятия необходимо согласовать с прокуратурой, обеспечить отбор образцов, доставку в испытательный (экспертный) центр, провести исследования и экспертизу. На все это необходимо время, и, как правило, к моменту начала проверочных мероприятий на АЗС продается уже другая партия топлива.
Планируемое Росстандартом использование экспресс-методов исследования нефтепродуктов на АЗС позволит существенно сократить эти мероприятия и уже в рамках предварительной проверки поступившей информации провести тестирование образцов по параметрам, попадающим в группу наиболее частых нарушений, без проведения проверки.
Основные нарушения при проверке бензина - несоответствие по массовой доле серы, ММА, октановому числу; при проверке дизельного топлива - по массовой доле серы и температуре вспышки в закрытом тигле.

ДРАЙВЕР СПРОСА - КИТАЙ
Основным драйвером нефтяного рынка является автотранспорт, определивший 60% прироста спроса за последние 20 лет, рассказал старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. Доля этого сегмента в потреблении выросла до рекордных 46% к 2015 г.
Динамика развития транспорта географически неоднородна, в Европе и США рост численности парка замедлился до 1% в год из-за достижения предельного уровня автомобилизации населения. В то же время в Китае с 1995 г. парк вырос в 15 раз и продолжает стремительно увеличиваться.
До настоящего времени ежегодный рост численности автопарка (3.4%) был основной причиной быстрого наращивания спроса на нефть автотранспортным сегментом. При этом негативное воздействие на потребление моторных топлив на транспорте оказывает повышение экономичности ДВС, за 20 лет возросшей на 20-40% за счет совершенствования технологий и ужесточения топливных стандартов.
Уменьшение расходов без значимого роста парка уже привело к стагнации потребления моторных топлив в США и сокращению в Европе. На этом фоне Китай становится ориентиром номер один для нефтяного рынка – его вклад в глобальный прирост спроса на черное золото за последние 20 лет равен 40%.
В России дизтопливо не пользуется такой популярностью, как в Европе, однако на него есть стабильный спрос. Поэтому производители работают над качеством, пример – модернизация производства на «ТАНЕКО». В 2023 г. компания рассчитывает завершить строительство всех технологических установок комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Как сообщил представитель «Татнефти» Михаил Кунин, в окончательной конфигурации глубина переработки нефти составит не менее 99%.
На данный момент мощность по первичной переработке нефти составляет 8.7 млн т/год, ожидается, что к 2023 г. объем первичной переработки вырастет до 14 млн т/год. В ассортименте компании будет 22 вида продукции. Ключевым продуктом будет дизельное топливо, а также бензин премиального уровня.

ПРИСАДКИ НЕ ТОЛЬКО БЛАГО
При производстве дизеля немаловажным аспектом является применение специальных присадок, придающих топливу необходимые характеристики и положительно влияющих на двигатель.
В России действуют четыре стандарта на производство дизельных топлив: ГОСТ 305-2013, в котором установлен гарантийный срок хранения пять лет; ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 32511-2013 на дизельные топлива Евро, в которых гарантийный срок хранения устанавливается в договорах на поставку; ГОСТ Р 55475-2013 на топливо зимнее и арктическое депарафинированное с гарантийным сроком хранения один год.
Как рассказала младший научный сотрудник «ВНИИ НП» Марина Титаренко, такое различие в установлении гарантийного срока хранения связано с тем, что по ГОСТ 305-2013 дизельное топливо вырабатывают без добавки присадок, а в дизельных топливах Евро используют пакет присадок различного функционального назначения. Присадки же являются антагонистами и могут негативно влиять на химическую стабильность дизельных топлив.
Изменение качества дизельных топлив при хранении происходит в результате процесса окисления, что приводит к образованию нерастворимого в топливе осадка. По словам г-жи Титаренко, испытания проводились в условиях, приближенных к реальным. В итоге практически по всем показателям произошло ухудшение топлива с присадками – снизилось цетановое число, ухудшилась смазывающая способность, увеличилась коксуемость и другие показатели.
В связи с этим рекомендация «ВНИИ НП» - ввести гарантийный срок хранения для дизельного топлива Евро и законодательно закрепить его на уровне одного года.


Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: цена бензина, модернизация НПЗ, Налоговый маневр, ТАНЕКО, CREON, моторное топливо, Биржи, ФАС, качество бензина, Китай

 

к следующей новости раздела

26 апреля 2017

Во Владивостоке обсудят привлечение инвестиций в нефтегазовые проекты Дальнего Востока

к предыдущей новости раздела

24 апреля 2017

К конференции «Нефтегазстрой-2017» выпущен справочник «Нефтегазовое строительство»

к следующей новости главной ленты

26 апреля 2017

Топ-10 крупнейших НПЗ России

к предыдущей новости главной ленты

25 апреля 2017

Поиск нетрадиционных запасов в нетрадиционных коллекторах