В РФ создали прототипы водородомобиля и водородной заправки
Главными задачами при этом названы безопасность хранения и транспортировки водорода, а также устранение нормативных пробелов.
(
28 мая 2024 17:48 , ИА "Девон" )
В России разрабатывают инфраструктуру и технологии, связанные с использованием водорода на транспорте. Об этом 28 мая
на заседании АО «Татнефтехиминвест-холдинг» (Казань) рассказал советник гендиректора ООО «Судпромкомплект» Юрий ЯНЕНКО.
Московская компания создает энергетическую установку на возобновляемом углеводородном топливе (ВУТ). По словам докладчика, водород можно безопасно хранить и транспортировать в жидком органическом носителе. Основой для этого выступают толуол вместе с метилциклогексаном, узнало Информагентство «Девон» в ходе заседания.
При переходе на водород ученые сталкиваются с двумя главными проблемами, отметил советник гендиректора. Это безопасность хранения и транспортировки газа, а также высокая стоимость его хранения.
«Для этого разработали ВУТ, - приводит Информ-Девон слова Яненко. - Мы ничего нового не изобрели, это известный процесс. Проблема заключалась в том, чтобы научиться это эффективно делать в компактных установках».
Разработка позволит избежать аварий при обращении с опасным газом. Кроме того, водород можно будет перекачивать по существующим газопроводам. Для работы экологически безопасной установки не нужны баллоны высокого давления.
«Сегодня Япония возит из Бахрейна водород, - продолжил спикер. - Они построили завод и связывают водород с толуолом. Этот дешевый продукт, производится в промышленных объемах. Водород мы можем получать в тех местах, где его производство дешево. Это АЭС, нефтехимические заводы. Многие из них водородно-избыточные».
H2 можно получать разным путем – с помощью электролиза, вырабатывать из синтез-газа и т.д. Но зачастую объекты, где есть потребность в водороде, находятся далеко от мест его производства. Эту задачу можно решить с помощью установки ВУТ. На ней предлагается связывать и насыщать водород для его транспортировки.
Эти продукты безопасны, и не токсичнее бензина и дизтоплива, заверил Юрий Яненко. Дополнительная инфраструктура для перевозки водорода при этом не нужна. По этой технологии можно создавать большие производства.
Он обратил внимание, что в России нет нормативов по использованию баллонов с водородом в общественных местах. «Если мы возьмем японскую Toyota Mirai, то там есть целый контейнер баллонов на 150 кг., - пояснил он. - Ее можно эксплуатировать только по ночам. Чтобы она работали, нужно высокое давление».
Для этого в «Судпромкомплекте» создали пилотную установку мощностью в 500 квт/ч. Ее поставили на катамаран, чтобы доказать компактность и эффективность агрегата. Традиционная аккумуляторная батарея в ней используется как буферная.
Кроме того, на выставке в Санкт-Петербурге представлен прототип водородомобиля, рассказал докладчик. Также создан проект заправки. На ней можно разместить установки компримирования (сжатия) и дегидрирования водорода.
Справка ИА «Девон»:
Компания «Судпромкомплект» создана в 2012 году. Поставляет изделия для гражданского флота и Военно-Морского флота РФ, а также занимается металлобработкой.
Легковой автомобиль Toyota Mirai начали выпускать в 2014 году. Уже в 2019 году было продано более 1500 машин этой модели только в США. В автомобиле установлен электродвигатель, который приводится в действие в результате химической реакции водорода и кислорода. Реакция происходит без процесса горения, а в атмосферу выбрасывается лишь водяной пар.
Татарстану регулярно предлагают сотрудничать в области водородных технологий. К примеру, в Институте катализа Сибирского отделения РАН разрабатывают решения для водородной энергетики – от выработки газа до технологий заправки.
В свою очередь, уфимская компания «ТЕХНОТЕКС» готова совместно с китайскими партнерами локализовать в РФ водородные технологии.
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Водород, Транспорт, Татнефтехиминвест-холдинг