Об аккумуляторах большой мощности и безопасном хранении для них водорода
…Рассказали в «Татнефтехиминвест-холдинге» руководители уникального московского предприятия.
(
16 сентября 2019 07:25 , ИА "Девон" )
На
заседании Научно-технического совета при ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (г. Казань) были заслушаны два доклада от московского ОАО «СКТБЭ» («Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом»), уникального предприятия, работающего, в частности, по водородной тематике.
Об аккумуляторах большой мощности с использованием водородных и «тесла-технологий» сообщение сделал заместитель генерального директора, главный конструктор московского ОАО «СКТБЭ» («Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом») Юрий ЯНЕНКО.
Инновационная концепция построения аккумуляторов большой мощности гибридного типа, позволяет совместить преимущества как водородных, так и аккумуляторных технологий, узнал ИА Девон в ходе заседания.
Преимуществами названы:
раздельная, функционально – независимая работа как аккумуляторной, так и водородной части АБМ-ВТТ;
за счет достижения оптимального энергетического баланса между составными частями обеспечивается существенное снижение стоимостных характеристик;
система, работающая на водороде, не имеет вредных выбросов и является экологически чистой;
высокая энергоэффективность, так как энергетическая ёмкость водорода в несколько раз превышает энергетическую ёмкость любого моторного топлива;
низкие эксплуатационные расходы;
мобильная конструкция;
длительный срок службы (более 10 лет).
При этом технология гидрирования/дегидрирования обеспечивает безопасное и эффективное хранение водорода в легко транспортируемом жидком органическом носителе (масле) или в твёрдом (интерметаллидах). Это устраняет необходимость использования резервуаров для хранения водорода под давлением.
Жидкие/твёрдые носители водорода могут хранить водород в химически связанном виде при высокой плотности хранения в условиях окружающей среды.
Применяемый жидкий органический носитель обеспечивает высокую пропускную способность водорода в существующей структуре для ископаемого топлива, трудно воспламеняются и невзрывоопасен, что исключает риск аварий при крупномасштабном хранении и транспортировке водорода
О предложениях по созданию системы промышленного производства гидрирования/дегидрирования водорода СПП «ГОРН» сообщил генеральный директор «СКТБЭ» Александр ЯЦУК. «Все атомные подлодки работают на нашем оборудовании», сказал он вначале, рекомендуя своё предприятие.
СПП «ГОРН» предназначена для безопасного и эффективного хранения водорода, используемого в крупномасштабных и средних процессах, в легко транспортируемом жидком органическом носителе (масле), что устраняет необходимость в использовании резервуаров для хранения водорода под давлением.
Носитель обеспечивает высокую пропускную способность водорода в существующей структуре для ископаемого топлива, трудно воспламеняются и невзрывоопасен, что исключает риск аварий при крупномасштабном хранении и транспортировке водорода. хранения водорода. Обладает уменьшенной площадью и лёгкой установкой на месте, работает при температуре до -700 градусов С.
Он является составной частью инфраструктуры системы транспортировки и хранения водорода в установках АБМ-ВТТ «Арктика» и «Атака» в рамках развития энергетической системы для Крайнего Севера и арктического шельфа.
Концепция «Горн» включает
- Гидрирование: химическое связывание молекул водорода в гидрированный органический регенерируемый носитель («ГОРН») посредством каталитической реакции в непрерывном процессе;
- Экзотермическую реакцию при 30 бар, генерирующую около 9 кВт-ч/кг H2 тепла при > 200°C;
- Дегидрирование: химическое высвобождение молекул водорода из «ГОРН» посредством непрерывного каталитического процесса;
- Эндотермическая реакция требует около 11 кВт ч/кг H2 тепла при ~ 300°C;
- Высвобождение водорода с высокой чистотой водорода при необходимости.
Справка ИА Девон
СКТБЭ ведет начало с созданного осенью 1941 года Московского электролизного завода в районе Ростокино. Первые кубометры водорода для наполнения аэростатов воздушного заграждения были получены в апреле 1942 года. После войны завод выполнял задачи в рамках проводившихся в стране работам по искусственным термоядерным реакциям.
В 1969 МЭЗ был реорганизован в «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом». В 70–80-х годах СКТБЭ разрабатывало автоматизированные комплексные системы для глубоководных аппаратов на основе гелиевых воздушных смесей для дыхания экипажей на глубинах до 1000 метров.
В 2007 году СКТБЭ на правах дочерней компании вошло в состав Северного центра судостроения и ремонта (СЦСР), а в его рамках – в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Продукция предприятия не имеет аналогов не только в России, но и в мире (системы аналогичного назначения производства США, Великобритании, Франции строятся на основе иных технологий).
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: Татнефтехиминвест-холдинг, Водород, Альтернативная энергия, безопасность