Как в СССР провели уникальный эксперимент на Ромашкинском месторождении нефти
«В окнах смотрового устройства несся темно-красно-коричневый поток».
(
20 июля 2023 11:01 , ИА "Девон" )
В этом году Татарстан отмечает 80-летие промышленной нефтедобычи в республике и 75-летие открытия Ромашкинского мегаместорождения. Это были знаковые события не только для отрасли, но и всей экономики СССР. Так уж совпало, что обе даты приходятся на 25 июля.
Освоение «Ромашки» стало одной из ярких глав нефтяной отрасли Советского Союза. Здесь внедрялись передовые достижения науки и техники. создавались и оттачивались новые технологии, получившие мировое значение.
Об одной из таких страниц, касающейся деятельности ТатНИИ (предшественник ТатНИПИнефти) говорится в материале, опубликованном в издании «Нефтяные вести» (автор - ветеран «Татнефти» Илья САМОЙЛОВ). Информагентство «Девон» приводит материал с некоторыми сокращениями.
НАУЧИЛИСЬ ИЗБАВЛЯТЬСЯ ОТ ПАРАФИНА…
Начало разработки сверхгигантского Ромашкинского месторождения в 1950-х годах потребовало проведения больших объемов научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ. Для этого в 1956 году в Бугульме начали создавать научную и проектную базу вблизи этого нефтедобывающего района.
У трассы Бугульма — Альметьевск, на 31-м километре, эксплуатируется скважина № 19 Абдрахмановской площади. В 1960-1970 гг. возле нее был создан и активно действовал научно-экспериментальный полигон института ТатНИИ. Здесь отрабатывались и испытывались научные идеи. Решались проблемы, связанные с повышением эффективности нефтедобычи в объединении «Татнефть».
«Без тесного сотрудничества ученых, производственников, без их таланта успехи нефтяников Татарстана были бы невозможны», — говорил генеральный директор «Татнефти» Ринат ГАЛЕЕВ (1990-1999 гг.).
«Разработка многопластового Ромашкинского месторождения потребовала создания совершенных методов исследования скважин и пластов, приборов для контроля за основными глубинными параметрами», - вспоминает автор научного эксперимента А.И.ШИРЕЕВ.
Под руководством видного ученого Валентина ТРОНОВА был создан теоретический фундамент механизма формирования отложений и борьбы с ними с помощью гидрофильных защитных покрытий и стекла. Решалась крупная проблема в борьбе с парафиновыми отложениями. Остеклованные трубы демонстрировались на международных выставках и внедрялись в других регионах страны.
…И ВОДЫ.
Затем перед нефтяниками Татарской ССР встала другая серьезная проблема. Вместе с нефтью из недр все больше и больше извлекалось воды. Эта проблема впервые в отрасли встала перед коллективом нефтяников Татарии.
Выдающиеся нефтяники - Валентин Тронов, главный инженер «Татнефти» Валерий ГРАЙФЕР и замгендиректора Узбек САТТАРОВ нашли решение. Известно, что эмульсия возникает в основном в насосных трубах. Там же она может быть разрушена. Стало понятно, что клин можно выбить клином. Так возникла идея трубной деэмульсации. И тут очень помогла микрокиноустановка, использованная Троновым еще при решении проблемы парафина.
Оборудование смонтировали на фонтанной скважине № 19 Ромашкинского нефтяного месторождения. С его помощью весь изучаемый поток сплющивался до одного миллиметра и попадал в смотровое устройство. Там его можно было наблюдать и фотографировать. Из смотрового устройства поток, плавно изменяя форму, уходил в трубу. Оборудование внешне напоминало леща. Так его и называли в обиходе.
Были некоторые трудности при его изготовлении и монтаже. Но благодаря постоянной поддержке со стороны директора института Василия ЕРОНИНА и Грайфера в конце сентября 1959 г. «лещ» заработал в полную силу.
ЗАЧЕМ НЕФТЬ СНИМАЛИ НА ПЛЕНКУ.
Присутствовавшие исследователи первыми увидели красивое зрелище. В окнах смотрового устройства снизу вверх несся темно-красно-коричневый поток.
В начале октября 1959 г. были сделаны фотоснимки нефтегазового потока на различных режимах работы скважины. На кинокамеру «Киев» был снят целый фильм о движущейся нефтегазовой смеси.
Наблюдения оказались полезным материалом для теории и практики эксплуатации фонтанных скважин. На снимке хорошо различима структура нефтегазового потока. Черные плотные пятна — это парафин, который выпадает из нефти при определенной температуре.
Интересно, что 7 октября 1959 г. советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3» сфотографировала из космоса обратную сторону Луны. Это было уникальное научно-техническое достижение. Так уж совпало, что в эти же дни были получены снимки нефтегазового потока.
НИГДЕ В МИРЕ.
За прошедшие 64 года эксперимент по наблюдению и фотографированию нефтегазового потока в условиях фонтанной скважины не был повторен нигде в мире. На него постоянно ссылаются в специальной литературе. На нем базируются работы уважаемых авторов.
19 ноября 1970 г. на заседании коллегии Министерства нефтяной промышленности СССР министр Валентин ШАШИН отметил: «Нет никаких сомнений в том, что татарские нефтяники проделали огромную работу. Она заслуживает самого большого внимания и самой высокой оценки».
«Татарские нефтяники нашли путь полного решения проблемы подготовки нефти, - продолжил он. - Ценность работы выходит далеко за пределы республики. Мы должны обязательно воспользоваться результатами этой работы на всех промыслах Советского Союза. Эффект от применения трубной деэмульсации очень велик и красноречиво говорит сам за себя».
«Работа, проделанная нефтяниками «Татнефти», огромна и очень важна, - отмечал замминистра нефтедобывающей промышленности СССР Рафхат МИНГАРЕЕВ. - Нигде, ни в каком другом нефтедобывающем районе ранее не выполнялся такой широкий комплекс исследований с трубопроводами на всех интервалах от скважины до завода. Технология получила широкое применение на всех промыслах отрасли и за рубежом».
Благодаря этому из скважины №19 уже добыто около 2 млн тонн нефти. Добыча продолжается по сей день. Учитывая уникальность объекта, а также масштабность научных исследований, можно было бы установить на скважине памятный знак, отмечает Самойлов.
Справка ИА «Девон»:
Татарский нефтяной научно-исследовательский институт (ТатНИИ) был создан в мае 1956 года. Его директором стал Василий ЕРОНИН, который до этого занимал должность главного инженера объединения "Татнефть". Составляющими института стали названная Татарская комплексная экспедиция и Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ) "Татнефти".
В институте были образованы отделы геологии, разработки нефтяных месторождений, бурения, технологии добычи нефти и газа, экономических исследований. Позднее появились конструкторский отдел, отделы физики и гидродинамики пласта.
В бугульминском институте были разработаны и внедрены решения, повлиявшие на развитие всей отрасли. Важную роль в становлении нефтепромысловых подразделений сыграло успешное решение проблем бурения скважин на месторождениях Татарстана.
В июле 1970 года на базе институтов "ТатНИИ" и "Татнефтепроект" (Казань) был создан Татарский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтедобывающей промышленности. «ТатНИПИнефть» занялся научными исследованиями для "Татнефти". Первым директором института стал Гадель ВАХИТОВ.
В 1975-1976 гг. по проектам института были обустроены нефтяные месторождения Северная Румейла и Лухейс в Ираке. Начиная с 1984 года, бугульминцы проектировали объекты обустройства нефтяных месторождений Западной Сибири. Среди них - Покачевское, Нивагальское, Локосовское и Чумпасское месторождения. Институт также принимал участие в проектировании нефтяных объектов Удмуртии, Коми, Мангышлака (Казахстан).
Сегодня в нефтяных районах Татарстана по проектам "ТатНИПИнефти" строятся жилые дома, научно-образовательные учреждения, больницы, профилактории, поликлиники.
О том, как юго-восток Татарии стал полигоном для новых технологий нефтедобычи в советское время, можно прочитать
в публикации «Информ-Девон».
Поделиться этой новостью у себя в соцсетях | |
Поиск по теме: ТатНИПИнефть, Татнефть добыча, Ромашкинское месторождение, история, Татарстан нефтедобыча, наука