НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ДЛЯ НЕФТЯНКИ.
Необычный по дизайну и уникальный по внутреннему содержанию микрорайон возник в Альметьевске, где расположена штаб-квартира "Татнефти".
Это кампус мирового уровня, здесь будет базироваться ядро активно создаваемого научно-образовательного кластера для нефтяной отрасли. С ним будет тесно интегрирован научно-исследовательский центр.
Таким образом, в республике решают несколько задач. Первая - подготовка высококвалифицированных кадров. Вторая - создание мощных центров разработки. В современных условиях это приобретает особое значение. Третья - привлечение в образовательные центры максимального количества талантливой молодежи, в том числе из-за рубежа.
В свою очередь, в планах нефтяников - использовать наработки на практике, задействовать потенциал научного центра для реального применения в отрасли.
БАЗА ДЛЯ НЕФТЯНОЙ НАУКИ.
"Татнефть" уже создала в рамках кампуса Лабораторно-исследовательский комплекс (ЛИК) для всей цепочки нефтяного дела - от изучения недр, сырья в пластовых условиях и в процессе его подготовки до исследований на уровне микробиологии и генома микробиологических систем. Отдельный этаж здесь выделен для биотехнологий.
Базой для нефтяной науки называют изучение керна. В отрасли вопрос исследования, систематизации, хранения образцов породы всегда стоит на первом месте и по последовательности действий, и по значимости.
Поэтому значительную часть лабораторно-исследовательского корпуса кампуса занимает кернохранилище. Из действующих в ЛИКе полусотни лабораторий 17 специализируются на изучении керна.
Что такое керн? В переводе с немецкого Kern - это ядро, зерно, сердцевина. В геологии так называют пробы горной породы, отбираемой при бурении скважин в виде цилиндрического столбика.
Эти образцы являются уникальным геологическим первоисточником информации. Она необходима для определения промышленных запасов нефтяных залежей и прогнозирования нефтеотдачи как отдельно взятой скважины, так и месторождения в целом. Изучая их в лабораторных условиях, можно получить информацию о строении, вещественном составе недр, условиях осадконакопления.
С помощью керна можно выделить породы-коллекторы, содержащие нефть, газ и выяснить, при каких условиях последние возможно извлечь в реальных условиях и провести апробацию специальных технологий по повышению коэффициента извлечения нефти на сложных залежах.
Таким образом, это один из ключевых этапов разработки месторождения. Поэтому крупные нефтяные компании содержат кернохранилища вкупе с исследовательскими лабораториями.
Сегодня востребованы более глубокие, сложные исследования, изучение элементов и минералов пород. Связано это с усилением внимания к трудноизвлекаемым запасам, выработанным залежам.
Что представляет собой новое кернохранилище в Альметьевске? Оно способно принять образцы общей длиной в 30 км. На площади в 135 кв. метров построены стеллажи в 14 ярусов с подъемниками.
Раньше же кернохранилище и связанные с ним лаборатории были разбросаны по всей Бугульме, в достаточно неудобных местах соседнего города. Теперь все собрано в одном месте.
По словам начальника отдела экспериментальных исследований Марата Ремеева, в ЛИКе созданы возможности для 122 видов лабораторных исследований.
- На 5 этажах идет взаимосвязанное, последовательное движение исследуемых материалов. Стремимся снимать все возможные характеристики, чтобы формировать базу данных на будущее, когда будут доступны новые исследовательские и добычные технологии, - пояснил эксперт.
МИКРОМИР И КУБИЧЕСКИЕ КИЛОМЕТРЫ НЕДР.
Конструкции собственно хранилища напоминают торговые ряды современных гипермаркетов, верхние ярусы которых уставлены товаром.
- Работа с керном - самый дорогой метод геологических исследований. Вначале мы внимательно изучили мировой опыт, побывали в некоторых из наиболее передовых иностранных кернохранилищ, а также в Сколково. Но оборудование приобрели, преимущественно, отечественное, - рассказал начальник отдела исследования скважин, коллекторов и углеводородов ТатНИПИнефти Олег Сотников.
Теперь появилась возможность полного комплекса исследований из ныне доступных методов. Благодаря современному оборудованию появились новые для нас направления. До этого мы были ограничены в возможностях, прибегали к услугам сторонних лабораторий.
Теперь благодаря оптимальному обустройству и техническому оснащению можно быстро получить любые образцы - независимо, это только что поступившие или давно исследованные.
Что происходит с материалом в хранилище? Керн маркируется и исследуется на множество различных параметров, начиная от проницаемости, пористости, содержания неснижаемой воды до коэффициентов вытеснения нефти и кривых капиллярного давления. Прежде чем уложить на стеллажи, делается описание по результатам около 30 видов исследований.
Их венцом стала технология "Цифровой керн". Благодаря рентгеновской томографии создается трехмерное изображение образцов и моделируются сложные процессы, протекающие в пласте на микроуровне. Технология дополняет традиционные лабораторные исследования большими возможностями вычислительного эксперимента.
Удивительно, но электронные микроскопы, рентгеновские томографы и прочее оборудование, предназначенное для наблюдения за микромиром, используется для анализа кубических километров материала.
В мире это относительно новый метод исследования. Компании, работающие в этом направлении, демонстрируют впечатляющие успехи. В России он пока находится на начальной стадии развития.
Есть в этом высокоинтеллектуальном учреждении и своя фишка: здесь уже появился прообраз музея. Так, представлены срезы керна, где видны останки червя-илоеда, кораллов, ракушек и т.п. артефакты допотопных времен. Все они приурочены к определенных геологическим условиям и несут важную информацию, в том числе и для палеонтологов.
СИНЕРГИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ПРОИЗВОДСТВА.
Комплексная работа по цифровизации ведется в "Татнефти" на протяжении многих лет. О масштабности охвата можно судить хотя бы по таким впечатляющим цифрам. За год в компании с помощью современных технологий проектируется более 700 скважин. Для этого получают более 100 характеристик керна и нефти, ежегодно проводят более 30 тысяч исследований.
Это трудоемкий процесс со множеством однотипных операций. Поэтому для ТатНИПИнефти в результате роботизации лабораторной инфосистемы совместно с Центром нефтегазовых технологий Университета Иннополис создан уникальный комплексный продукт, объединяющий все цифровые инструменты. Его применение позволяет минимизировать ручные, рутинные операции, что позволяет специалисту сосредоточиться на анализе данных.
И главное: результаты исследований хранятся в единой базе, одновременный доступ к которой есть у всех заинтересованных. Все это не лежит мертвым грузом, а становится основой при построении геомеханических моделей месторождения и выдаче рекомендаций для бурения новых скважин, оптимизации разработки месторождений. Так, система дает возможность определять корреляционные зависимости и визуально оценивать результаты исследований на геофизическом планшете и в 3D-сцене.
Теперь это решение планируется тиражировать во всех лабораториях ЛИКа.
Думается, что использование наработок нового научного центра корпоративными рамками не ограничится, речь идет и о трансфере технологий, разработок и инжиниринговых услуг. Очевидны дальновидность и практический подход при создании ЛИКа.
- Лабораторный корпус создан гораздо в больших масштабах, чем нужно только "Татнефти", - говорит генеральный директор компании Наиль МАГАНОВ. - Мы надеемся, что это станет работать через инновационные предприятия.
Примечание Информагентства «Девон»: Все сказанное выше является частью трансформационных процессов, которые происходят сегодня в Альметьевске, и интегрируются в уникальном для страны проекте.
В этом году введут в эксплуатацию главный учебно-лабораторный корпус. Всего же проект включает более 20 уникальных объектов. Вся инфраструктура строится, исходя из базового принципа: синергия науки, образования и производства.