Профессор Преображенский - от пермской соли ко «Второму Баку»

Он «видел» нефть Волго-Уральской провинции и был признан при любой власти.

(22 января 2019 10:45 , ИА "Девон" )
В этом году исполняется 90 лет со дня открытия Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Всё началось с того, что в 1929 году профессор Пермского университета П.И. Преображенский открыл месторождение Верхнечусовские городки. Скважина № 20 – легендарная «Бабушка» была сдана в эксплуатацию 15 августа 1929 года.

А в январе этого года исполнилось 145 лет со дня рождения первооткрывателя камско-волжской нефти Павла Преображенского. Памятник этому разносторонне развитому ученому могли бы с полным правом ставить и ЛУКОЙЛ, и «Удмуртнефть», и «Башнефть», и «Татнефть». Об истории эпохального открытия говорится в статье Григория ВОЛЧЕКА «Человек эпохи великих геологических открытий», опубликованной в издании «Нефтянка».

БУРНАЯ БИОГРАФИЯ
Павел Иванович Преображенский родился 1 (13) января 1874 года в Демянском уезде Новгородской губернии в семье священника. Он отучился на физико-математическом факультете Московского университета, в Горном институте в Санкт-Петербурге и в Мюнхенском университете. Только в 1935 году он получил степень доктора геолого-минералогических наук, хотя фактически «заработал» это звание гораздо раньше.

С 1901 года по приглашению знаменитого геолога, географа и путешественника профессора Владимира Обручева исследовал области Ленских золотых приисков.
Преображенский также был заведующим геологической партии на Урале по изысканию трассы железной дороги Уфа — гора Магнитная, преподавал в Горном институте, участвовал в деятельности Русского технического общества. С 1913 года он — старший геолог Геологического комитета, с 1916 года заведовал его сибирской секцией.
Во время Первой Мировой войны служил в полковом санитарном отделе и даже занимался проблемами технического внешкольного обучения.

В 1917 году Преображенский стал заместителем министра народного просвещения Временного правительства по вопросам профессионального образования. После прихода к власти большевиков он вернулся на пост главного геолога Геологического комитета. С ноября 1918 года — замминистра народного просвещения Российского правительства, действовавшего в Омске при Верховном правителе адмирале Александре Колчаке. С мая 1919 года — министр. За полгода руководства министерством геолог разработал законопроект о единой школе, выдержанный в демократическом духе. Был сторонником развития сети народных университетов и внешкольного образования.

В январе 1920 года, как и Колчак, был арестован в Иркутске, едва избежав казни. Спустя полгода, по ходатайству Максима Горького «как крупного геолога, нужного стране», Павла Преображенского освободили из тюрьмы. На этот раз его назначили заместителем заведующего отделом народного образования Сибревкома и одновременно председателем Сибирского комитета профессионально-технического образования.

ПЕРМЬ, ЕКАТЕРИНБУРГ, ЛЕНИНГРАД
С 1921 года Преображенский являлся профессором кафедры геологии в Пермском университете, затем одновременно возглавлял кафедры геологии и минералогии, заложив основы геологического факультета. В 1922 году неожиданно был избран деканом агрономического факультета Пермского университета.

Параллельно с работой в Перми, профессор преподавал в Горном институте в Екатеринбурге, где основал кафедру геологии полезных ископаемых (как все успевал, непонятно). Проводил геологические работы по изучению залежей каменного угля в районе Пашии, обследовал Журавлинское месторождение бокситов и алюминиевых руд на реке Чусовой.

С 1924 года он работал в Ленинграде старшим геологом Главного геологоразведочного управления, затем — в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институте. При этом в течение нескольких лет оставался внештатным профессором Пермского университета.

Руководил геологической партией, которая 5 октября 1925 года под Соликамском (север нынешнего Пермского края) извлекла керн сильвинита из 100-метровой скважины. Именно тогда было открыто крупнейшее в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Через 10 лет на этом месте уже работал огромный калийный комбинат, а Преображенский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

ЗНАКОВОЕ ОТКРЫТИЕ
Предполагая наличие в регионе больших запасов нефти, в ходе оконтуривания данного месторождения, Преображенский намеренно удалился далеко на юго-восток. 16 апреля 1929 года в разведочной скважине на берегу реки Россошки в Чусовском районе, в керне, взятом с глубины 320 метров, он обнаружил следы нефти.

Таким образом, Преображенский открыл Верхнечусовское нефтяное месторождение. Это стало началом активных поисково-разведочных работ на Западном Урале, приведших к открытию Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. «Вторым Баку» ее потом назвал заместитель председателя ВСНХ СССР, начальник Главного управления топливной промышленности Иосиф Косиор.

Вернувшись с Урала, Преображенский вошел в геологический ареопаг страны. В 1937 году он создал ВНИИ галургии в Ленинграде, с 1943 года назначен заместителем директора Государственного института горно-химического сырья в Москве.
Однако Ленинградская блокада подорвала здоровье Преображенского, и в сентябре 1944 года он умер в возрасте 70 лет.

Павел Иванович знал все о геологии соли. Он разработал методику поисков и разведки соляных месторождений и инициировал применение гравиметрии для изучения строения соляных залежей. Являлся сторонником комплексного использования солей с целью извлечения из них брома, бора, рубидия и других химических элементов. Изучал соляные залежи в Ишимбаевском районе Башкирии, соляные озера в Западной Сибири, соляные месторождения в Киргизии и Казахстане и т.д.

ВНИЗ ПО КАМЕ
Будучи великим геологом, Преображенский еще и «видел нефть». Под толщей соли, открытой Преображенским, скрывались огромные запасы нефти - несколько сот миллионов тонн. Часть этих запасов пригодна для добычи, но большая часть будет доступна после истощения запасов сильвинита и карналлита прекращения их промышленной эксплуатации ориентировочно в конце нынешнего века.

Под его руководством в Прикамье в конце 30-х годов был найден новый, более крупный нефтеносный район - Краснокамский. Первая скважина была заложена на территории Краснокамского ЦБК. При нем была начата разведка еще более крупного района — Полазненского, где в 1960-е годы добывалось более 10 млн тонн нефти в год.

По предложению Преображенского геологи пошли с Верхнекамья вниз по Каме, где в 1938 году в результате структурно-геологических и геофизических исследований зафиксировали в районе Елабуги и Бондюга аномалии в пермских отложениях. Потом эти и другие залежи, приуроченные к рекам Камско-Волжского бассейна, назовут «рифовыми». Спустя 40 лет в этих местах добывали около 6 млн тонн нефти в год. Не менее крупные рифогенные месторождения были найдены южнее и восточнее (в частности, Ишимбайское)…

Поиск по теме: наука, Пермский край, Башкирия ТЭК, Волго-Уральская нефтегазоносная провинция, история

Переход на биоупаковки - популизм

11 января 2019

Какие НПЗ смогут получить обратный акциз до 2024 года?

Переход на биоупаковки - популизм