Архив новостей

Январь2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Нефтестроительная дочка» ГУЛАГА

Как в 1950-е годы строили Пермский НПЗ (продолжение публикации «Советское Прикамье - от первого промысла до первого бензина»).

(21 ноября 2019 05:07 , ИА "Девон" )
Великая Отечественная война при всем своем трагизме послужила мощным драйвером развития советской нефтянки. Сделанные в военные годы крупные открытия (Шугуровское в Татарии и Туймазинское в Башкирии) показали, что термин «второй Баку» в отношении Волго-Уральской нефтяной провинции имеет реальный характер.
Об этом в статье «От эйфории до энтропии», опубликованной в издании «Нефтянка»  пишут Григорий ВОЛЧЕК и Алексей МИХАЙЛОВ. ИА Девон приводит этот материал с некоторыми сокращениями.
 
В первые послевоенные годы стало ясно, что переход центра советской нефтедобычи с Каспия на Волгу и Каму произойдет гораздо раньше, чем предполагалось. Это стало понятно на фоне открытия в районе Альметьевска гигантского Ромашкинского месторождения и ряда других крупных геологических находок. Соответственно, встал вопрос об ускоренном развитии нефтепереработки. Активное восстановление разрушенного войной народного хозяйства требовало существенного увеличения производства и поставок горюче-смазочных материалов.
 
В связи с этим 1 сентября 1949 года было издано постановление Совета Министров СССР о строительстве сразу нескольких НПЗ на территории нового крупного нефтяного района — в Перми, Сызрани, Волгограде, Саратове, Кстово (Горьковская область) и т.д.
 
ПЕРМСКИЕ ЛАГПУНКТЫ
На протяжении двух лет выполнение этого постановления шло с большим трудом ввиду отсутствия ресурсов, в первую очередь, рабочей силы. Вопрос решился в характерном для того времени стиле. По постановлению Совмина от 2 октября 1951 года из Главпромстроя МВД, строительного подразделения ГУЛага, был выделен новый специализированный главк.
 
Им стало Главное управление лагерей по строительству нефтеперерабатывающих заводов и предприятий искусственного жидкого топлива (Главспецнефтестрой).
Новое «дочернее предприятие» ГУЛага было полностью сориентировано на строительство предприятий по выпуску ГСМ и моторных масел.
 
К моменту начала строительства Пермского НПЗ в регионе уже давно работали два небольших завода этого профиля — Верхнечусовской и Краснокамский. Пермяки, знали толк в нефтепереработке и имели солидный кадровый костяк для организации соответствующего производства. Техническую помощь пермякам оказывали опытные производственники из Узбекистана — с Ванновского (Алтыарыкского) НПЗ, построенного еще в 1906 году.
 
Под строительство будущего пермского НПЗ и «приданной» ему теплоэлектроцентрали была выделена обширная и относительно ровная территория в районе деревни Осенцы в 10 км от тогдашнего центра Перми. Дополнительные логистические преимущества этой площадке давали близость к Каме, где был оборудован «технический» причал. Неподалеку проходил главный путь Транссибирской железнодорожной магистрали, а также Казанский тракт, по которому при большом желании и терпении можно было доехать не только до Казани, но и до Москвы.
 
В начале 1951 года Главпромстрой организовал два лагпункта в деревнях Балатово (на нынешней улице Беляева) и Осенцы. Вскоре «командированные» зеки Главпромстроя и солдаты специально созданного военно-строительного отряда буквально забили первые колышки на месте будущих нефтеперегонных установок. Полностью утвержденного проекта завода на тот момент еще не было. Впрочем, строительство огромных заводов без детальных технических проектов в то время было распространенной практикой.
 
Спустя полгода ускорились темпы строительства и расширился его масштаб. На полпути от завода до города началось строительство жилого микрорайона, названного по имени Балатово. Через год главная улица получила название Мира, вторая по значимости — Нефтяников. Еще через пятилетку произошло маленькое чудо. Через весь микрорайон и вплоть до самых дальних проходных строящегося предприятия, окруженного полями пригородного колхоза, прошел трамвайный маршрут №2. Он до сих пор остается одним из самых протяженных в Перми — около 25 км.
 
В январе 1953 года распоряжением союзного Совмина мощность строящегося завода, первоначально рассчитанного на переработку 3 млн тонн нефти, была увеличена вдвое. Сырьевая база осталась прежней — нефть Прикамья, Татарии и Башкирии. Была создана первая дирекция строящегося завода во главе с директором Краснокамского НПЗ Николаем Литвиновым. Спустя год он передал бразды правления другому опытному нефтепереработчику — Михаилу Мельникову.
 
КИТАЙСКИЕ ТЕМПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
После смерти Сталина в марте 1953 года, Главспецнефтестрой МВД был ликвидирован. Его производственные структуры, включая дирекцию строящегося Пермского НПЗ, были переданы по отраслевому назначению — в Министерство нефтяной промышленности СССР. Вскоре основной контингент строителей завода вышел на волю в результате «бериевской» амнистии. Эти решения, при всей своей гуманности, лишили большую пермскую стройку рабочих рук. Темпы строительства снова резко замедлились.
 
На этот раз решение острой проблемы было не силовым, а креативным. В Пермь завезли несколько тысяч «посланцев братского Китая». Квалификация их была очень низкой, но зато трудолюбие и дисциплина — отменными. Сначала китайцам поручали только малоквалифицированные работы, но впоследствии  доверили более сложные ремесла — кладочные, плотницкие, монтажные, малярные, штукатурные.
 
Спустя 10 лет на фоне резкого обострения советско-китайских отношений все рабочие-китайцы были спешно эвакуированы на родину. Их огромный вклад в строительство ПНПЗ по указанию идеологических инстанций было предписано забыть.
Существенным рабочим контингентом были и молодые люди, приехавшие на промплощадку в Осенцах по призыву обкома ВЛКСМ.
 
Проект возведения завода получил статус ударной комсомольской стройки. Самый крупный строительный городок стал называться Комсомольским (впоследствии переименован в Первомайский). Кроме того, по выходным дням «в порыве трудового энтузиазма» на стройку приезжала поработать пермская молодежь.
 
НА МЕСТЕ КОЛХОЗНЫХ ПОЛЕЙ
К осени 1958 года, спустя 7 лет после начала строительства, основные заводские объекты, а также крупная ТЭЦ-9 — первенец централизованного теплоснабжения Перми — были построены и готовы к пуску. Производственные установки и техпроцесс были отечественными. Технологии базировались на принципиальных схемах термического крекинга, разработанных великим инженером Владимиром Шуховым.
 
Головным изготовителем базового оборудования выступил Подольский завод имени Серго Орджоникидзе (ЗиО). В ходе строительства было перемещено 8 млн кубометров грунта, собрано около 100 тыс. кубометров железобетонных блоков, залито 32 тыс. кубометров монолитного бетона, смонтировано 8 тыс. тонн металлоконструкций, проложено 2 тыс. км технологических трубопроводов.
 
Обширное пространство за городской чертой полностью преобразилось — на месте колхозных полей и деревенских огородов вырос огромный производственный комплекс, а также полноценный микрорайон с благоустроенными пятиэтажными домами, магазинами, детскими садами, школами, поликлиникой и домом культуры «Нефтяник»…
 

Поиск по теме: история, Пермский край, ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез, Транспорт

 

к следующей новости раздела

4 декабря 2019

Мощная нефтяная струя Прикамья

к предыдущей новости раздела

18 ноября 2019

Советское Прикамье - от первого промысла до первого бензина

к следующей новости главной ленты

22 ноября 2019

В «ТатНИПИнефти» научно обобщили актуальные вопросы нефтедобычи

к предыдущей новости главной ленты

20 ноября 2019

«Транснефть-Синтез» будет поставлять противотурбулентные присадки за рубеж