Архив новостей

Сентябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Кухня» хлорированной нефти

На российские НПЗ «грязная» нефть не попала - вице-президент «Транснефти».

(15 июля 2019 08:00 , ИА "Девон" )
 
Хлорированнная российская нефть не нанесла ущерба российским НПЗ благодаря тому, что аварию вовремя обнаружили. Несмотря на это, нужно ужесточать контроль в этой сфере.
Об этом - в интервью изданию «Трубопроводный траснпорт нефти» заместителя вице-президента – директора департамента учета и планирования грузопотоков ПАО «Транснефть» Игоря Кацала. ИА Девон приводит данный материал с сокращениями.
 
– Как получилось, что было загрязнено 3 млн т нефти?
- В результате действий организованного преступного сообщества через приемо-сдаточный пункт (ПСП), который подключен к линейной производственно-диспетческой станции (ЛПДС) Лопатино, в систему был сдан химический продукт с концентрацией хлорорганических соединений, превышающей нормативы в сотни раз.
 
- Для сравнения – норма российского ГОСТа допускает содержание до 10 ppm хлорорганики, а фактически потребители получают нефть с концентрацией органических хлоридов гораздо меньше – около 1 ppm. По расчетам специалистов, чтобы испортить от 3 до 6 млн т нефти, было достаточно всего 200–300 т. хлоросодержащего вещества. При этом вброс осуществлялся незначительными партиями неоднократно.
 
- По трубопроводной системе «Дружба» транспортируется более 100 млн т нефти в год, или около 300 тыс. т в сутки. Большая концентрация хлора в небольшом объеме некондиционной партии нефти, суперрастворимость в нефтяной смеси и большая производительность перекачки привели к таким серьезным последствиям. С водой при нормальной температуре соединения углерода и хлора не вступают.
 
– Почему хлор не обнаружили химико-аналитические лаборатории «Транснефти»?
– Проверка на содержание хлорорганических соединений проводится в соответствии с ГОСТ Р 51858 раз в десять дней. Вбросы были сделаны именно в межконтрольный интервал. Такая же система контроля установлена в зарубежных нефтетранспортных компаниях, поэтому они также не обнаружили хлорорганические соединения в нефти. На направлении от Самары до Унечи практически нет промежуточных химико-аналитических лабораторий НПЗ, и поток идет на протяжении более полутора тысяч километров до самой границы с Белоруссией.
 
– Говорят, что лаборанты должны были почувствовать запах хлора.
– При приеме ≪загрязненной партии≫ нефти на ПСП, вероятно, должны были почувствовать, а при транспортировке магистральным нефтепроводом произошло смешение с чистой нефтью. Концентрация хлорорганики составляла от 50 до 250 ppm, при этом специфического запаха не проявляется. Нефть пахнет, как обычно, сернистыми и азотистыми кислородосодержащими соединениями.
 
– Как удалось установить, что вброс химикатов произошел на ПСП ЛПДС «Лопатино»?
– Как только поступили сигналы от представителей Мозырского НПЗ, мы экстренно провели оперативные мероприятия по выявлению причин и экспресс-анализы на всех приемо-сдаточных пунктах грузопотоков, которые подключены к «Дружбе». Они показали, что нефть загрязнена от ЛПДС «Лопатино» до ЛПДС «Унеча». Был оперативно переведен контроль хлорорганических соединений на суточный режим.
 
 - В течение двух дней было определено, где произошел вброс химии. Через «Лопатино» проходят три потока: из Татарстана, из Западной Сибири и добываемая в регионе самарская нефть. В результате установлено, что проблема в местной нефти. Уже 24 апреля была остановлена перекачка в направлении Польши, на следующий день – в Венгрию и Словакию.
 
– Для чего хлор используется при добыче?
– Нефтяные компании применяют хлорорганические соединения для интенсификации добычи: эти соединения являются хорошими растворителями и восстанавливают нефтеотдачу. Хлорорганика используется для промывки скважин от парафина. Есть и другие растворители, но, вероятно, эти – самые дешевые. Как только был снят запрет на их применение в 2012 году, тут же появились желающие использовать хлорорганику.
 
– Почему хлорорганика была запрещена в России?
– В начале 1990-х и в 2000-х годах в системе «Транснефти» были случаи заражения нефти хлорорганикой. Тогда из-за образования хлористого водорода во время гидрирования на российских НПЗ возросла статистика выхода оборудования из строя. Потом обнаружилось повышенное содержание хлорорганики в прямогонном бензине, который шел на экспорт. В 2001 году Минтопэнерго запретило применять хлорорганические реагенты при добычи нефти. В 2012 году запрет отменили.
 
Заместитель вице-президента Транснефти: «Необходимо запретить хлорорганику при добыче", — прим. ИА Девон.
 
– Пострадали ли сейчас российские НПЗ?
– В данном случае на российские НПЗ нефть с повышенным содержанием хлорорганики не попала. Все заявления по этому поводу, звучавшие в медиапространстве, свидетельствуют либо лишь о желании нанести побольше имиджевый ущерб ≪Транснефти≫, либо о невысокой компетенции так называемых экспертов.
 
Следствие признало Куйбышевский НПЗ Роснефти пострадавшим от нефти с примесями хлорорганики. В Транснефти с этим не согласны – прим. ИА Девон. 
 
- На НПЗ «Нафтан» в Новополоцке поставка нефти через ЛПДС «Унеча» была остановлена и налажен поток нефти из нефтепровода Сургут – Полоцк. Этот белорусский завод снабжается сырьем из двух нефтепроводов.
 
- Чтобы минимизировать потери от остановки "Дружбы" и оперативно исправить качественный состав нефти, был увеличен объем поставки чистой нефти из Западной Сибири по нефтепроводу Лазарево – Клин, который перешел на максимальный режим перекачки. Кроме того, были перераспределены ресурсы с трубы на порты. Увеличился экспорт через порты Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. На немецкие НПЗ российская нефть начала поступать через польский Гданьск.
 
- Для сравнения – в марте этот польский порт принял 850 тыс. т нефти, в мае – больше 2 млн т (в том числе 65% нефти из России). Те соединения, с которыми мы столкнулись в некондиционной нефти, вреда трубопроводной системе не нанесут. Его агрессивные свойства проявляются при температуре свыше 75–80 С. Так как режимы транспортировки нефти и нефтепродуктов в трубопроводной системе не предусматривают таких высоких температур, то вреда оборудованию не наносится.
 
- В части ужесточения контроля за работой сторонних ПСП есть проблемы. Они не входят в систему «Транснефти» и не спешат оперативно менять годами налаженный стиль работы. Сейчас мы получаем предупреждения от отдельных, в том числе крупных, нефтяных компаний о том, что они не в состоянии обеспечить ежесуточный контроль за хлорорганикой.

Поиск по теме: Транснефть, нефтепровод "Дружба", Белоруссия, Качество, безопасность, Транспорт

 

к следующей новости раздела

16 июля 2019

«ТехноНИКОЛЬ» начнет выпускать в ОЭЗ Алабуга строительную химию

к предыдущей новости раздела

11 июля 2019

ЛУКОЙЛ отберет авиаперевозчиков для промыслов в Сибири, Поморье и Арктике

к следующей новости главной ленты

15 июля 2019

Будущий химзавод в Альметьевске будет отвечать самым высоким экологическим требованиям

к предыдущей новости главной ленты

15 июля 2019

В промпарке Нижнекамска начнут выпускать комплектующие к автоматике для нефтегазохимии