Архив новостей

Декабрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

СИБУР и малым нефтяным компаниям не по пути с налогом на попутный газ

СИБУР и малым нефтяным компаниям не по пути с налогом на попутный газ.

(12 ноября 2019 07:36 , ИА "Девон" )
Минфин хочет ввести НДПИ на добычу ПНГ, чтобы покрыть льготы для Обского месторождения нефти.
 
СИБУР и малые нефтяные компании раскритиковали предложение Минфина ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для попутного нефтяного газа (ПНГ). Об этом сообщает РБК.
 
ВЫНУЖДЕННАЯ МЕРА ДЛЯ БЮДЖЕТА
Минфин предлагает распространить налог на него в качестве компенсации выпадающих доходов бюджета из-за льгот для Приобского месторождения «Роснефти» и «Газпром нефти» общим объемом 600 млрд руб. на десять лет. Это следует из пояснительной записки к проекту поправок в Налоговый кодекс.
 
Минфин предложил ввести НДПИ на ПНГ еще летом, но «из-за абсурдности идеи отказался от нее», сообщает издание. Но в конце октября предложение ввести НДПИ на попутный нефтяной газ появилось в проекте закона о льготах для Приобского месторождения. Ставку налога предлагается установить на уровне 385 руб. за 1 тыс. куб. м. Это позволит бюджету получать около 34 млрд руб. в год. В 2018 году в России было добыто 89,5 млрд куб. м. ПНГ. На независимые компании пришлось 2% добычи.
 
Льготы уже одобрил президент Владимир Путин, но схема компенсации для бюджета еще обсуждается. Сам Минфин неоднократно называл введение налога на ПНГ вынужденной мерой. Иначе бюджет не сможет выполнить уже взятые обязательства по расходам.
Попутный нефтяной газ — это полезное ископаемое, которое в отличие от всех полезных ископаемых имеет нулевую ренту, а это недопустимо, считает директор департамента Минфина Алексей Сазанов.
 
«При обсуждении мер стимулирования добычи и переработки нефти за счет предоставления нефтяной отрасли дополнительных преференций не стоит забывать, что это приводит к сокращению доходов бюджета страны», — говорил ранее Сазанов. По его словам, расходные обязательства бюджета, в том числе социальные, из года в год растут. Поэтому при предоставлении льгот всегда нужно думать о том, как их компенсировать.
 
Алексей Сазанов ранее заявлял, что сейчас в России создан «очень комфортный уровень налогообложения» нефтяной отрасли. Это подтверждается хорошими финансовыми показателями нефтяных компаний, доходности которых с каждым годом растут, считает он. Уменьшение же отчислений в бюджет со стороны нефтегазовой отрасли может привести к драматическим социальным последствиям, отмечал чиновник.
 
БУДУЩИЙ УЩЕРБ НЕФТЕХИМИИ
«В мировой практике нет примеров налогообложения попутного нефтяного газа, поскольку он является побочным продуктом нефтедобычи», — заявил представитель СИБУРа. По его мнению, предложение «идут вразрез c успешной и долгосрочной политикой государства по развитию в стране глубокой переработки углеводородов и несырьевого экспорта».
 
СИБУР покупает у нефтяников примерно 22–23 млрд куб. м. ПНГ, то есть четверть всего добываемого в стране попутного нефтяного газа. Из переработанного попутного нефтяного газа компания получает сырье для нефтехимии. Нефтяные компании в свою очередь за счет этого увеличивают процент полезного использования газа. С 2012 года государство штрафует их за сжигание ПНГ на факеле. В последнем случае в атмосферу выбрасывается большое количество парниковых газов — диоксида углерода (СО2), метана и других опасных для окружающей среды компонентов.
 
Если инициатива Минфина будет поддержана правительством, и нефтяники смогут полностью переложить НДПИ на ПНГ в контрактные цены, то стоимость сырья для СИБУРа вырастет примерно на 7%. Это на 8,5–9 млрд руб. в год, то есть на 4–5% от текущей EBITDA компании, подсчитала аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Но сценарий, когда дополнительная налоговая нагрузка ляжет только на «Сибур», маловероятен, оговаривается она.
 
«Сибур» осенью 2019 года запустил в тестовом режиме крупнейший нефтехимический комплекс в России стоимостью почти $9 млрд — «Запсибнефтехим». Сырье для которого получается в том числе из попутного газа. Завод мощностью 2 млн т, построенный с нуля, будет производить различные марки полиэтилена и полипропилена. Введение НДПИ на ПНГ чувствительно, но не критично для конкурентоспособности продукции «Сибура», указывает Дышлюк.
 
Но сейчас правительство, наоборот, обсуждает стимулирование нефтехимии за счет налоговых вычетов на сырье — этан и сжиженный углеводородный газ (СУГ). Они являются продуктами переработки ПНГ, напоминает аналитик.
 
Введение НДПИ на ПНГ приведет к трем негативным последствиям, сказал РБК источник, близкий к одному из профильных ведомств. С одной стороны, появляется еще один вид перекрестного субсидирования в нефтянке. С другой — сумма налога превысит выпадающие доходы бюджета, так как добыча на Приобском месторождении будет выше с учетом льгот. Наконец, введение НДПИ нанесет ущерб нефтехимии, которую правительство намерено субсидировать, заключил он.
 
Для нефтяников введение налога на ПНГ не будет слишком чувствительным, снизив их рентабельность в среднем на $0,1–0,15 на баррель нефти. В 2018 году «Роснефть» генерировала в среднем $13 операционного потока на баррель, ЛУКОЙЛ — $17, «Газпром нефть» — $19, сказал РБК.
 
Но сама логика введения нового налога кажется сомнительной, указывает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Получается, что льготы для одних компаний по факту субсидируются налогами для других.
«Почему нефтехимики должны платить за льготы для нефтяных компаний?» — задается вопросом Дышлюк. Если и вводить НДПИ на ПНГ, то одновременно с механизмом 100% вычета по нему в случае дальнейшей переработки газа, — предлагают эксперты.
 
НАЛОГ ДОБЬЕТ МАЛЫЕ КОМПАНИИ
В свою очередь, независимые нефтяные компании пожаловались в правительство на данную инициативу Минфина. Обращения на имя вице-премьера Дмитрия Козака, министра энергетики Александра Новака и главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева направило объединение независимых нефтегазовых компаний «Ассонефть». Среди его членов — Иркутская нефтяная компания, РНГ, «Печоранефтегаз» и др.
 
Как указывается в письме, подписанном главой «Ассонефти» Еленой Корзун, инициатива Минфина совершенно необоснованна. Она создает преференции для одних компаний в ущерб другим и нарушает закон «О защите конкуренции». Особенно сильно введение налога на ПНГ ударит по средним и малым компаний, подчеркивается в обращении.
 
Теоретически все нефтяные компании могут отделять попутный нефтяной газ от нефти на специальных установках, подготавливать его и продавать, указывает Корзун. Например, «Сибур» покупает около 23 млрд куб. м ПНГ в год у «Роснефти», «Газпром нефти», «РуссНефти», ЛУКОЙЛа, НОВАТЭКа и «Газпрома». Но для независимых небольших компаний это практически невозможный сценарий, считают в «Ассонефти».
 
Основные причины две. Так, строительство многоступенчатых компрессоров для отделения и подготовки небольших объемов попутного нефтяного газа не окупается.
Нефтяные участки малых компаний зачастую находятся слишком далеко от магистральных газопроводов. При этом строительство новых веток до магистральной трубы экономически невыгодно.
 
В результате единственное, что остается независимым компаниям, — закачивать газ обратно в пласт для поддержания давления и увеличения нефтеотдачи или сжигать на факеле. В первом случае компаниям придется многократно платить НДПИ за «многоразовую» добычу попутного нефтяного газа. Отказаться от закачки в пласт нельзя: может упасть добыча нефти. Во втором — налог будет добавляться к штрафам, которые по закону нефтяники платят за сжигание ПНГ с 2012 года.
 
Хуже всего придется разработчикам малых и мельчайших месторождений с объемом запасов 10–15 млн т. Уровень окупаемости этих промыслов и без того крайне низок, пишет Корзун. Интерес к таким месторождениям постоянно падает, а дополнительная налоговая нагрузка окончательно убьет спрос на мелкие месторождения, заключает она.
 
Независимые нефтяники играют небольшую роль в отрасли. В 2018 году они добыли только 11,4% нефти в России. Остальное пришлось на крупные вертикально интегрированные компании (ВИНК) и участников соглашений о разделе продукции.
 
Основной признак малых независимых компаний — отсутствие вертикальной интеграции или наличия всех трех видов бизнеса: добычи, переработки и розницы. Это делает их полностью зависимыми от рентабельности добычи, отмечает заместитель гендиректора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. Поэтому любые изменения надога на добычу полезных ископаемых для них критичнее, чем для ВИНК, объясняет он.
 
В последние несколько лет власти обсуждали идею системы «пряников и льгот» для независимых нефтяников. Они создают конкуренцию за ресурсы, развивают технологии, так как, как правило, разрабатывают более сложные запасы, чем крупные игроки. Но до сих пор отдельного системного стимулирования небольших компаний не выработано.
 
За исключением Минэнерго, судьба малых компаний традиционно остается вне поля зрения правительства, соглашается Белогорьев. Но в разрабатываемых документах Минэнерго, по словам эксперта, им отводится заметная роль. Это, в частности, проект Энергетической стратегии России до 2035 года и Генеральной схемы нефтяной отрасли.
 
В перспективе независимые компании должны обеспечивать не менее 15% российской добычи, создавая дополнительный спрос на инновации в нефтесервисе. Главное — они могут взять на себя риски по разработке низкорентабельных малых и средних месторождений, из которых состоит весь нераспределенный фонд недр, пишет РБК.
 
Справка ИА Девон
До вступления в силу правительственного постановления «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ» Россия входила в мировой антирейтинг стран – лидеров по сжиганию ПНГ.
За четыре года применения данного постановления, вступившего в силу 1 января 2013 г., ведущие нефтяные компании страны инвестировали в проекты по рациональному использованию ПНГ более 266 млрд руб. Сегодня средний коэффициент утилизации ПНГ близок к целевому показателю в 95%, а по отдельным компаниям превысил этот ориентир.
О том, как в России добились прогресса в утилизации попутного газа, читайте здесь  – прим. ИА Девон.)

Поиск по теме: ПНГ, малые компании, СИБУР, НДПИ, деньги, Минфин, газопереработка, ФАС, сырье

 

к следующей новости раздела

13 ноября 2019

В Татнефти внедрили уфимскую IT-разработку для оперативного принятия решений при разработке месторождений

к предыдущей новости раздела

8 ноября 2019

«Татнефть» снизила себестоимость добычи сверхвязкой нефти почти в 2 раза за 3 года

к следующей новости главной ленты

13 ноября 2019

В Татнефти внедрили уфимскую IT-разработку для оперативного принятия решений при разработке месторождений

к предыдущей новости главной ленты

12 ноября 2019

Кто пострадает и выиграет от нового «налогового маневра» в нефтехимии?