Архив новостей

Август2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

В России предпринимают усилия по импортозамещению нефтегазового оборудования для шельфа

Отечественные производители нефтегазового оборудования вспомнили СССР и дали свои предложения

(5 ноября 2015 09:31 , ИА "Девон" )

Союз производителей нефтегазового оборудования подготовил материалы к заседанию в Государственной Думе по проблемам создания отечественного оборудования для освоения нефтегазовых проектов на шельфе.


ИЗ ИСТОРИИ
В Советском Союзе достаточно активно развивались технологии и техника для освоения морского шельфа.
В 1970 году для разведки морских месторождений на нефть и газ было начато производство самоподъемных буровых установок (СПБУ). К созданию нового оборудования для комплектации СПБУ с целью импортозамещения было привлечено несколько десятков ведущих предприятий различных отраслей промышленности, в том числе ПО «Уралмаш» (комплекс бурового оборудования), завод «Красное Сормово» (секции опорных колонн), завод «Большевик» (гидравлическое оборудование опорно-подъемного устройства), ЦНИИ «Прометей» (спецстали), НПО «Аврора» (комплексная система автоматизации) и другие. Было построено десять СПБУ, полностью укомплектованных отечественным оборудованием.
В 80-х годах в СССР было построено семь полупогружных буровых установок (ППБУ) типа «Шельф». Головная ППБУ была оснащена зарубежными комплексами оборудования, включая подводно-устьевой комплекс, оборудование якорной системы позиционирования, системы контроля положения ППБУ, глубоководный водолазный комплекс, но серийные ППБУ оснащались уже отечественным оборудованием. К созданию оборудования для комплектации ППБУ было привлечено более сотни различных предприятий: ПО «Уралмаш» (буровое оборудование), ПО «Баррикады» (комплекс подводно-устьевого оборудования), завод «Красный молот» (цементировочное оборудование), ПО «Пролетарский завод» (стреловые краны), завод «Фрегат» (комплект якорных лебедок), ВНИИЭлектропривод (комплексная система электроприводов) и многие другие.

ЗАСИЛЬЕ ЗАПАДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
После развала СССР на создаваемых в России морских шельфовых сооружениях преобладает западное оборудование. Так, на СПБУ «Арктическая» применены закупленные по импорту комплексы бурового и технологического оборудования, якорное оборудование, спасательные шлюпки, вспомогательный и аварийный дизель-генераторы, оборудование и материалы для обстройки помещений и др. Подобное положение характерно и для других морских шельфовых сооружений, строящихся в последние годы.
В условиях санкций со стороны ЕС и США такая ситуация создает серьезные риски. Например, ООО «Газфлот» является оператором всего комплекса плавтехсредств, задействованных в освоении ресурсов углеводородов на морских лицензионных участках «Газпрома». Компания оперирует двумя ППБУ, «Полярная звезда» и «Северное сияние», и двумя СПБУ — «Арктическая» и «Амазон». В производственном процессе задействованы транспортные средства «Нептун» и «Сатурн», танкер-заправщик «Газпромшельф», исследовательское судно «Академик Голицын», ледоколы «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев».
Объекты практически полностью укомплектованы оборудованием иностранного производства, в основном из стран, которые ввели секторальные санкции в отношении России. Указанные объекты подпадают под санкции стран Евросоюза и США, подразумевающие лицензирование поставок в Россию оборудования для глубинной (свыше 152 м) добычи углеводородов, разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа. В список такого оборудования входят буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления.

И В СЕРВИСЕ НУЖНО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
При эксплуатации морских производственных объектов в северных широтах, сервисное обслуживание и ремонт оборудования необходимо проводить своевременно как при производственном процессе, так и при межсезонном ожидании. От этого зависит не только строительство скважин, но и сохранность жизни членов экипажа, недопущение экологических катастроф. Живучесть обеспечивается своевременным ремонтом, обслуживанием, наличием запчастей и расходных материалов на борту.
Санкции в виде отказа от предоставления сервисного обслуживания и поставки запчастей угрожают остановкой производственного процесса в 2015-м и последующие годы из-за выработки ресурса основного импортного оборудования производственных объектов и невозможности их дальнейшего нахождения в море. В соответствии с требованиями техники безопасности пребывание персонала на таких объектах также будет невозможно.
В настоящее время организация строительства скважин на шельфе подразумевает выполнение ряда работ субподрядными организациями. К таким работам относятся услуги спускаемого подводного аппарата, геологические сервисы, разработка долотной программы, приготовление буровых растворов и т. д. Работы выполняются иностранными сервисными компаниями («Шлюмберже», «Халлибуртон», «Бейкер Хьюз», «Везерфорд»), находящимися в юрисдикции стран, поддержавших введение санкций.

НЕОБХОДИМА КООРДИНАЦИЯ
Чтобы обеспечить реализацию программ по созданию технических средств для освоения морских месторождений углеводородов требуется организация производства нового оборудования со стимулированием освоения опытных образцов, а также доведение до мирового уровня уже выпускаемого оборудования, такого, как, например, буровые установки.
Российскими экспертами проанализированы потребности в оборудовании для строительства морских шельфовых сооружений. Предложен состав оборудования, подлежащего освоению российской промышленностью. Это морские буровые платформы, телеметрические системы и системы верхнего привода для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, оборудование для гидравлического разрыва пласта, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления и другое оборудование.
К изготовлению основного оборудования новой разработки и совершенствованию поставляемых образцов для комплектации морских шельфовых сооружений могут быть привлечены корпорация «Уралвагонзавод», группы «Уралмаш-Ижора», «ГМС», «Генерация», ОАО «Машпром», ООО «Уралмаш НГО ”Холдинг”», ОАО «Пролетарский завод», ОАО «Баррикады», ОАО «НИИТФА», НПО «Винт», ГОЗ «Обуховский завод», ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», ОАО «Технорос», ЗАО «НПФ ”ЦКБА”», ОАО «Катайский насосный завод», ООО «Электротяжмаш-привод», ОАО «Силовые машины», ОАО «Новая эра», ФГУП СПО «Аналитприбор» и многие другие отечественные предприятия.
В СССР для координации работ по созданию нового оборудования для обеспечения производства плавучих буровых установок по поручению Совета Министров были организованы межотраслевые координационные системы управления при Госплане СССР. В 90-е годы работу по импортозамещению нефтегазового оборудования на Украине и в Азербайджане координировал департамент машиностроения и конверсии Минтопэнерго России, который в дальнейшем стал называться департаментом научно-технического прогресса.
В последнее время работу по импортозамещению в нефтегазовом комплексе, в частности, на самых проблемных направлениях, к которым относятся освоение шельфа, нефтепереработка и нефтехимия, активизировал Минпромторг России. Министерство в первую очередь поддерживает компании, способные разрабатывать и внедрять в производство новое, высокотехнологичное оборудование.
Минпромторг ведет работу по формированию базы отечественных разработок, которые требуют государственной поддержки. Министерство совместно с Крыловским научным центром организует регулярные встречи промышленных предприятий с их потенциальными заказчиками — нефтегазовыми компаниями.

ЧТО ДЕЛАТЬ
В этом контексте авторы материала предлагают, в частности:
- Рассмотреть введение норм обязательного российского участия в крупных нефтегазовых проектах по аналогии с законом «О соглашениях о разделе продукции». Ввести открытую отчетность недропользователей об использовании отечественного оборудования и материалов, по примеру Казахстана.
Обеспечить заблаговременную обязательную публикацию информации о планируемых закупках оборудования с длительным циклом изготовления, а также проведение встреч для диалога недропользователей с потенциальными российскими поставщиками.
- Минпромторгу России совместно с ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Башнефть» подготовить перечень оборудования для работ на нефтегазовом шельфе, производство которого необходимо в кратчайшие сроки наладить в Российской Федерации.
Проработать вопрос о создании недропользователями фонда для финансирования внедрения нового отечественного нефтегазового оборудования, а также разработки необходимых стандартов.
Сформировать единую открытую и обновляемую базу данных российских предприятий, обеспечивающих импортозамещение в нефтегазовом комплексе, для ознакомления потенциальных заказчиков с их возможностями.
- Ростехнадзору пересмотреть действующие правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе, а также правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности на соответствие современным международным требованиям.
- Росстандарту подготовить предложения по формированию нормативной базы импортозамещения при освоении нефтегазового шельфа. Разработать национальные стандарты по организации работ на шельфе, требования к оборудованию и средствам освоения шельфа. Провести анализ обоснованности обязательного использования американских стандартов (API, ASME) в проектах на шельфе.
- ФТС России совместно с Минэкономразвития России внести изменения в ТН ВЭД России с целью выделения оборудования для нефтегазового комплекса из других видов промышленной продукции и получения достоверной информации об импортных закупках. Ежеквартально публиковать объемы закупок по импорту основных видов промышленной продукции для нефтегазового комплекса.


 

Поиск по теме: Подводная нефтедобыча, бурение, импортозамещение, Минпромторг РФ, Арктика

 

к следующей новости раздела

20 ноября 2015

Нижний Новгород переманил льготами трубный проект ОМК из Альметьевска

к предыдущей новости раздела

1 октября 2015

РУНАКО представило уникальный кабель для погружных насосов

к следующей новости главной ленты

5 ноября 2015

Геннадий Корбан. Тот, что вместе с Коломойским украл "Укртатнафту" у Татарстана

к предыдущей новости главной ленты

2 ноября 2015

«Татнефть»: добыча осложняется - технологии совершенствуются