Архив новостей

Ноябрь2018

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Наши фотоновости

В результате «заградительных» пошлин на экспорт моторного топлива вся нефтепереработка станет убыточной

О взаимоотношениях государства и отрасли - Центр исследований проблем реальной экономики.

(7 ноября 2018 08:32 , ИА "Девон" )
В конце октября правительство РФ договорилось с ведущими нефтяными компаниями об удержании цен на бензин и дизельное топливо на уровне майских до конца текущего года. О том, к чему это приведет, говорится в исследовании Центра исследований проблем реальной экономики при Российском экономическом университете (РЭУ) им. Г.В.Плеханова. Информ-Девон приводит этот материал с некоторыми сокращениями. http://realeconomy.online/

Цены предполагается заморозить на том уровне, когда стоимость моторного топлива (по данным СПбМТСБ) на биржевых торгах составляла за АИ-92 41,11 рубля за литр; АИ-95 – 42,68 руб./л., а летнего дизтоплива – 41,5 руб./л. Такое соглашение будет действовать с 31 октября до 31 марта 2019 г.

Рост цен на биржевых сделках на первичном и вторичном рынках в течение мая составил 11,7%, 12,6% и 5,2% соответственно. Сравнительно небольшой рост стоимости ДТ можно объяснить тем, что оптовая цена теперь формируется по зимнему и межсезонному сортам, себестоимость которых выше.

При этом, согласно данным Росстата, цены на бензин в мае выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом выражении этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.
В свою очередь, в начале ноября стоимость бензина на внутреннем рынке в среднем составила по АИ-92: 38,05руб./л, 41,66руб./л (оптовая/розничная), АИ-95: 41,14 руб./44,54 руб./л. Стоимость дизельного топлива составила 43,17руб./л, 44,18 руб./л.

Во время встречи с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком, нефтяники и независимые НПЗ договорились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь текущего года. Цены будут формироваться, исходя из среднегодовой инфляции, которая по данным ЦБ РФ, должна будет составить 5,5%.

Для каждого из субъектов РФ установлен индикативный уровень мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее. Фиксация цен на бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо продлится до 31 марта 2019 г. Средний уровень для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. Для зимнего дизеля ИУЦ составит плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего. По словам Дмитрия Козака, цены устанавливались так, чтобы маржа АЗС составляла 2,7 тыс. руб./т (2 рубля на литр) горючего. Самый дорогой бензин будет в Якутии (72,66 тыс. руб. за тонну АИ-95) и на Чукотке (71,97 тыс. руб.), а самый дешевый — в Томской области (51,65 тыс. руб.) и Чечне (52,63 тыс. руб).

Для каждого региона установлена индикативная цена в мелком опте. За отклонениями свыше 4% будут следить Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ФНС (налоговая служба). На АЗС цены могут повыситься только в январе вслед за ростом НДС и затем — в темпе прогнозной инфляции. Этот режим должен гарантировать лишь минимальную маржу независимым трейдерам.

Крупные нефтекомпании продолжат держать цены на АЗС до конца года. С января 2019 года они смогут поднять цены не выше, чем на 1,7%. Это отражение роста НДС с 18% до 20%. Цены вырастут в диапазоне от 53,52 тыс. руб./т (за АИ-92 в Чечне), до 73,9 тыс. руб./т (в Якутии за АИ-95) для конечного потребителя. С 1 февраля — и далее, исходя из равномерного роста до конца года и не быстрее прогнозной инфляции (4%).

Нефтяникам позволили не выполнять обязательства по росту поставок на биржу, но они обещали поднять на 3% сверх уровня 2017 года отгрузки на внутренний рынок. Это не касается Хабаровского НПЗ «Нефтегазхолдинга». Будет рассмотрено и предложение «Роснефти» о направлении на НПЗ не менее 17,5% нефти.

Также будет действовать временный запрет на приказ Минэнерго и ФАС об увеличении продаж на бирже объемов бензина и дизельного на 5 и 2,2 процентных пункта, до 15% и 7,5% соответственно, чтобы избежать нагрузки на розничный сегмент рынка.
5 июля этого года был принят закон, внесенный Минфином, о налоге на добавленный доход (НДД) и снижении акцизов на топливо. В результате акциз на бензин пятого класса снижается до 8213 руб./т. с 11213 руб./т. Предполагается, что он останется на этом уровне до конца года. При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется на уровне 13100 руб./т. Акциз ДТ снижается с 7665 до 5665 руб./т 

Нефтекомпании обязались не превышать ИУЦ при продажах с нефтебаз, иначе им грозят заградительными пошлинами на экспорт нефтепродуктов до 90%. Эта мера также была предложена министерством финансов России.
Повышение экспортной пошлины в совокупности со снижением акцизов и введением НДД должно уменьшить налоговую нагрузку, но при этом создать ситуацию, когда компаниям будет невыгодно продавать бензин на экспорт. Это в свою очередь создаст избыток топлива на внутреннем рынке и будет способствовать снижению цен. Ценовое давление на внутренний рынок бензина и дизтоплива будет ослаблено, и трейдеры будут вынуждены реализовывать топливо внутри страны.

Повышение пошлин усугубит ситуацию с беспошлинными поставками нефтепродуктов в страны ЕАЭС, увеличит выпадающие доходы бюджета. Пока в стране потребляются летние и межсезонные сорта дизельного топлива. При переходе на зимние сорта потребуется еще больший рост пошлины на светлые нефтепродукты, примерно в 5 раз, что существенно усугубит ситуацию с экономикой НПЗ.

Снижение внутренних цен существенно ниже уровня экспортной альтернативы приведет к появлению возможности реэкспорта приобретаемых на внутреннем рынке нефтепродуктов. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос либо введения лицензирования экспорта, выдавая лицензии исключительно первым владельцам нефтепродуктов, либо предоставить только им возможность применения нулевой ставки НДС при их экспорте.

Источники в отрасли прогнозируют с 1 января 2019 г. повышение акцизов, поскольку доход, полученный с них, является источником финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. Акциз является инструментом сглаживания волатильности конечных цен, так как его размер фиксирован. Есть риск, что нефтяники сэкономят на модернизации собственных НПЗ. Это скажется на качестве топлива.

Однако разработанный в рамках маневра «демпфер» с запасом перекроет рост акцизов, повышение НДС и снижение пошлин с 1 января 2019 года и позволит выйти на темп роста цен, сопоставимый с инфляцией.
НПЗ с объемом производства более 600 тыс. тонн в год смогут заключить соглашение о модернизации, чтобы получать отрицательный акциз на нефть. Такие же возможности получат НПЗ, которые производят автомобильный бензин «Евро-5». Они смогут заключить такое соглашение к 2024 г. Точно не получат отрицательный акциз мини-НПЗ, но по объему переработки это примерно 2-3 млн т.

В действующей редакции федерального закона о «налоговом маневре» предусмотрены цены отсечения 56 тысяч руб./т по автомобильному бензину и 50 тыс. руб./т по дизельному топливу. В настоящее время разрабатываются поправки, чтобы уже с нового года демпфер заработал в большем масштабе. Для этого обсуждается изменение формулы «демпфера», который будет эффективно увеличен примерно на 35%. «При этих параметрах мы не видим существенных рисков роста розничных цен на достаточно широком диапазоне предпосылок по ценам на нефть и курсу доллара», - прокомментировал осведомленный источник.

По его словам, предполагается вести регулярный мониторинг работы демпфера и, если потребуется, будут предлагаться изменения для предотвращения чрезмерного роста цен на внутреннем рынке и убыточности НПЗ. После начала работы «демпфера» ситуация с ценовыми дифференциалами должна кардинально улучшиться. Риски неконтролируемых ценовых изменений возрастают, если повышенные пошлины придется опускать в январе 2019 года одновременно с запуском «демпфера».

Повышение экспортных пошлин на автомобильный бензин и дизельное топливо, как инструмент сдерживания роста цен на внутреннем рынке за счет искусственного снижения привлекательности экспортной альтернативы, существенно ухудшит экономику НПЗ. Повышение экспортных пошлин на автобензин и дизтопливо 5-го класса потребует также вводить аналогичную пошлину на нафту (прямогонный бензин), бензин ниже 5 класса и все средние дистилляты, чтобы избежать замещения производства на «суррогаты». Это означает снижение доходности более чем 60% корзины НПЗ.

Регулирование рынка с помощью экспортных пошлин потребует их повышения на светлые нефтепродукты примерно в 3 раза относительно текущего уровня, на автомобильные бензины – более чем в 2 раза. По экспертным оценкам, в результате этого маржа российских НПЗ упадет почти на 3000 рублей на тонну и вся нефтеперерабатывающая отрасль станет убыточной. В целом по отрасли за ноябрь-декабрь 2018 года возможные потери оцениваются в размере 140-150 млрд. руб.

Если вертикально-интегрированные компании (ВИНК) смогут поддерживать какое-то время функционирование убыточных заводов за счет добычи, то для независимых переработчиков, занимающих до 20% рынка переработки это будет означать необходимость закрытия предприятий. Это включает в себя несение убытков на вторичный запуск после начала работы «демпфера». Это приведет к неконтролируемому сокращению объема переработки нефти и производства нефтепродуктов, дефициту на внутреннем рынке и еще более высокому росту цен после прекращения их «сдерживания».

Повышение экспортных пошлин приведет к уменьшению экономического стимула для производства и поставок на внутренний рынок моторных топлив. Особенно подвержены рискам дефицита бензин «Евро-5» и зимнее дизельное топливо. Все это затормозит процесс модернизации отрасли, снижая инвестиционную привлекательность строительства установок, ориентированных на выпуск высококачественного топлива.

Даже наличие реальной перспективы использования пошлин как механизма создают дестимулирование для модернизации, а создание прецедента похоронит инвестклимат в отрасли. «Во избежание закрытия НПЗ необходимо будет повысить пошлину на нефть, чтобы снизить стоимость входящего сырья. При этом перерабатывается только половина нефти, а облагаться дополнительной пошлиной будет вся добыча, то есть выпадающие отрасли составят около 300 млрд, в 2 раза выше необходимой компенсации», - полагает источник в отрасли.

В ВИНКи, как правило, соблюдали достигнутые с правительством ценовые договоренности. Основная проблема в этой связи, по мнению источников в отрасли, остается среди независимых сетей АЗС и отдельных трейдеров, на которых данные договоренности напрямую не распространяются, а в результате нагрузка ложится на розничного потребителя.

Предложенные Дмитрием Козаком мероприятия по сдерживанию цен, по мнению источников в отрасли, все равно принесут положительный результат. Гораздо легче контролировать несколько крупнейших госкомпаний-поставщиков топлива, чем тысячи мелких и средних посредников-спекулянтов топливом. Рыночный тренд, который сформируется, просто устранит посредников-трейдеров, оказывавших давление на внутренний рынок, либо заставит их подстраиваться под новые реалии.

При этом едва ли стоит говорить о монополизации отрасли исключительно ВИНКами и их дочерними предприятиями, поскольку они и так имеют доминирующее положение в центральной части России. Прочие регионы, особенно восточные, им не интересны в силу сложной логистики. Там останутся независимые сети АЗС.
Кроме того, вице-премьер поручил ФНС и ФАС Рпроводить внеплановые проверки деятельности независимых сетей АЗС, обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен на топливо более чем на 4%

В 2019 г. эксперты прогнозируют сохранение производства бензина на уровне около 287 млн т. С учетом ввода новых мощностей производство автобензина увеличится на 6-7% (около 43 млн т), при этом рост спроса должен составить около 1,5-2%. Дополнительное предложение благоприятно скажется в том числе на ценовой ситуации, особенно в периоды ремонтов, считают эксперты. По ДТ также планируется рост производства на 2-4%, до 80-82 млн т/г. Производство мазута сократится на фоне увеличения глубины переработки примерно на 10%, до 40-43 млн т/г., при потреблении менее 15 млн т/г.

Справка:
Налоговый маневр предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с текущих 30% до 0% в течение шести лет, начиная с 2019 года, при одновременном повышении НДПИ на нефть в течение трех лет. Для этого вносятся изменения в федеральный закон «О таможенном тарифе» и в Налоговый кодекс.
Теперь правительство в случае резкого роста цен на топливо на внутреннем рынке может вводить дополнительную пошлину на экспорт нефтепродуктов.

Предоставляется право на повышение с 2019 года экспортных пошлин на светлые нефтепродукты, товарный и прямогонный бензин до 60% от пошлины на нефть в случае увеличения или снижения цены на нефть на мировых рынках более чем на 15%.
Ранее также был принят закон, который позволяет правительству до конца 2018 года повышать экспортные пошлины на такие нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть. Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин — 55%.






Поиск по теме: цена бензина, бензин автомобильный, дизтопливо, Кризис, Налоговый маневр, Налог, Налог на добавленный доход, Налог на добычу полезных ископаемых, ФАС, Минфин, Биржи

 

к следующей новости раздела

7 ноября 2018

Налоговый маневр и будущее нефтепереработки

к предыдущей новости раздела

2 ноября 2018

Новой волны топливного кризиса можно ждать весной

к следующей новости главной ленты

7 ноября 2018

Трудная нефть от южных морей до Арктики

к предыдущей новости главной ленты

7 ноября 2018

В Елховнефти нашли способ предотвратить донные отложения в резервуарах