Архив новостей

Декабрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

«Узаконить» нетрадиционные запасы углеводородов

Организационно-правовые средства решения проблем законодательного обеспечения поиска, разведки и добычи «трудных» нефти и газа предлагает казанский ученый.

(16 сентября 2016 07:31 , ИА "Девон" )

На конференции «Инновации в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений» в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума («Казанская ярмарка», 7-9 сентября) была поднята проблема правового обеспечения поиска, разведки и добычи нетрадиционных запасов углеводородов в России. С докладом на эту тему выступила заведующая лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса Академии наук РТ, профессор Казанского федерального университета Роза САЛИЕВА. Информ-Девон публикует основные положения ее выступления.

ПРОБЛЕМА ЕСТЬ - ПОНЯТИЯ НЕТ

Большинство доказанных запасов в России (77%) находятся на разрабатываемых месторождениях. При этом все они характеризуются высокой степенью выработанности. Структура запасов нефти новых месторождений и нераспределенного фонда характеризуется высокой долей мелких месторождений (величина извлекаемых запасов до 15 млн тонн), удаленностью инфраструктуры, сложными геологическими условиями разработки. Только треть всех разведанных запасов являются активными. Эти данные приводятся со ссылкой на Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года, утвержденный федеральным правительством 23 марта 2013 года.
Одной из задач программы воспроизводства и использования природных ресурсов является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, в том числе подготовка запасов нетрадиционных источников углеводородного сырья.
Между тем, в российском законодательстве нет понятия нетрадиционных видов углеводородного сырья (УВС). По словам Р.Салиевой, в документах указаны лишь виды нетрадиционных углеводородов. Например, тяжелая (высоковязкая) нефть и природные битумы упоминаются в Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года. Природные битумы, тяжелые нефти, сланцевый газ, газогидраты и попутный нефтяной газ перечисляются в постановлении Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. №988. Формулировку «трудноизвлекаемые запасы нефти» можно найти, к примеру, в распоряжении Правительства РФ от 14 января 2015 №22-р.
На основе анализа программных документов, специальной литературы, материалов практики можно выделить основные организационно-правовые меры, направленные на обеспечение поиска, разведки и добычи нетрадиционных источников углеводородов в РФ.

УЙТИ ОТ ФРАГМЕНТАРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Р. Салиева предлагает организационно-правовые средства решения проблем правового регулирования в сфере добычи нетрадиционных видов УВС.
Прежде всего, в законе «О недрах» нужно предусмотреть создание уполномоченного госоргана по поддержке инновационной деятельности в недропользовании.
Нужно включить в этот закон определения нетрадиционных видов углеводородного сырья: углеводородов сланцевых формаций; сверхвязких нефтей; природных битумов; трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов углеводородов.
Предлагается также дать понятия месторождений нефти, расположенных в особенных геологических условиях, видов нетрадиционных углеводородов.
Требуется и уточнение формулировок «добытое полезное ископаемое», «углеводородное сырье».
Единая терминология, по мнению Р. Салиевой, позволит установить «эффективное регулирование и управление в сфере разработки месторождений нефти, в том числе месторождений, содержащих нетрадиционные виды углеводородов, и будет способствовать преодолению существующих проблем фрагментарного регулирования недропользования от поисковой стадии до завершения разработки и ликвидации месторождений».

В ПОЛЬЗУ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Р. Салиева полагает, что целесообразно использовать возможность передачи полномочий по управлению мелкими и очень мелкими месторождениями по величине извлекаемых запасов (мелкие - от 1 до 5 млн. т нефти ; очень мелкие - менее 1 млн. т нефти) и сложности геологического строения(очень сложного строения) субъектам РФ. По ее мнению, эти меры могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса в ТЭК, созданию научных полигонов для разработки экологически безопасных технологий добычи нетрадиционных углеводородов, инновационному проектированию, обустройству, разработки месторождений.

Идея создания такого правового механизма была сформулирована ранее в нескольких программных документах. Так, еще в Распоряжении Правительства РФ от 21.04.2003 № 494-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» отмечалось, что необходимо содействовать расширению участия предприятий малого и среднего бизнеса в использовании минерального сырья и недропользования».

А в Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года подчеркивается, что для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний, предусматривается ряд мер. Среди них:
разработка критериев определения участков недр, не представляющих интереса для крупных компаний;
упрощение порядка предоставления таких участков недр в пользование для разработки и добычи полезных ископаемых;
обеспечение возможности переуступки прав пользования такими участками недр в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства на рыночных условиях.

Необходимы также обоснование и разработка мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности в сфере геологического изучения недр, в том числе недр, содержащих месторождения с нетрадиционными видами углеводородов, а также на повышение эффективности работ в этой сфере, проводимых как за счет средств пользователя недр, так и за счет государства. Такие меры могут быть закреплены в нормативных правовых актах в виде налоговых и иных льгот, а также в виде государственной поддержки и участия государства в финансировании путем заключения договоров - инвестиционных, о совместной деятельности, о государственно-частном партнерстве, направленных на стимулирование внедрения перспективных технологий добычи и интенсификацию поисково-разведочных работ.

При этом стоит учитывать и опыт других стран. Например, в Китае поощряются иностранные инвестиции в разведку и добычу газа угольных пластов, использование рудничного газа; рисковую разведку и добычу углеводородов; добычу нефти и природного газа на месторождениях с низкой проницаемостью коллектора. Китай поддерживает и вложения в технологии, повышающие коэффициент извлечения нефти (КИН); в геофизическую разведку, скважинную геофизику; разведку и добычу нефти из нефтеносных сланцев и песка, тяжелой и сверхтяжелой нефти и т.д.


Целесообразно, в частности, принять меры для оптимизации налогообложения в сфере добычи нетрадиционных видов углеводородного сырья. Необходимо также организационно-методическое обеспечение оценки ресурсов нетрадиционных видов углеводородов путем разработки соответствующих методик.

Публикацию подготовил Аскар Маликов

Поиск по теме: трудная нефть, запасы, малые компании, Татарстанский нефтегазохимический форум, КИН, Салиева Роза Наильевна

 

к следующей новости раздела

16 сентября 2016

НДД и НФР не приведут к резкому росту налоговой нагрузки на нефтяников - глава ЛУКОЙЛа

к предыдущей новости раздела

15 сентября 2016

Условия по покупке российского полимерного сырья стали хуже, чем иностранного

к следующей новости главной ленты

16 сентября 2016

В Казани открываются первые восточнее московского региона АЗС под брендом Shell

к предыдущей новости главной ленты

15 сентября 2016

Предприятия Татарстана поставят ЛУКОЙЛу продукции на 10 млрд рублей в 2016 году