Архив новостей

Июнь2018

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Топливный рынок уже отыграл рост акцизов 2018 года

Цены на бензин будут расти медленнее, а АЗС оправятся от кризиса, считают в ФАС.

(5 февраля 2018 08:00 , ИА "Девон" )
В 2018 году ТЭК ждет повышение акцизов на «заменители» дизеля, а ФАС собирается не допустить дефицит ДТ. Об этом в интервью "Интерфаксу"  рассказал начальник управления регулирования ТЭК Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дмитрий МАХОНИН. Информ-Девон приводит текст с сокращениями.

ПОЧЕМУ ПОДОРОЖАЛИ НЕФТЕПРОДУКТЫ
- Факторов роста цен в этом году на нефтепродуктов несколько. Основополагающий - это долгосрочная фискальная политика государства. Это проблема несоблюдения налогового маневра. Ключевая идея, разработанная в 2014 году, предполагала создание благоприятных условий для развития нефтяной отрасли. Нефтяные компании и ведомства тогда достигли понимания необходимости постепенного ухода от вывозных таможенных пошлин на нефти. Принципиальным моментом стала договоренность, что при росте НДПИ должны снижаться акцизы на нефтепродукты.
Но большое влияние на бюджет России оказало падение мировых цен на нефть. В итоге акцизы на топливо за последние годы внепланово росли. Налоговая составляющая способствовала росту цен на топливо весь 2017 год. Очередной рост акцизов, заявленный уже на 2018 год, еще больше подстегнул стоимость нефтепродуктов.

- Свою роль сыграли периоды ремонтов на НПЗ и сезонная востребованность. Однако в 2017 году дополнительное влияние оказали внеплановые остановки заводов. По разным причинам останавливались установки Московского НПЗ («Газпром нефть»), «Нижегороднефтеоргсинтеза» (ЛУКОЙЛ), ряда заводов "Роснефти».
Необходимо нормативное закрепление обязательства нефтяников в случае ремонтов. Например, что компания обязана поставить на рынок выпадающие объемы топлива, если ее НПЗ не вышел из ремонта в обозначенные сроки.

В прошлом году наблюдался повышенный спрос на нефтепродукты на фоне общего снижения производства бензинов и зимнего дизеля. Рост мировых цен на нефть и нефтепродукты в 2017 году повлиял на ценообразование внутри России.

Все это привело к тому, что в минувшем году был диспаритет спроса и предложения нефтепродуктов на бирже. При этом компании правила не нарушали, соблюдая нормативы продаж как по бензинам, так и по дизтопливу.

ВЫВОД НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЗ РЕЗЕРВА
- Минимизировать колебание цен на нефтепродукты можно, используя резерв нефтепродуктов, который можно оперативно задействовать ситуациях дефицита.
Отдельный вопрос - топливо в Росрезерве. ФАС уже несколько лет просит профильные министерства сформулировать четкий механизм, позволяющий быстро продавать топливо из Росрезерва. Сейчас нефтепродукты из Росрезерва можно выводить только по инициативе губернатора. И это при условии, что цена на топливо в рознице поднялась на 10% в течение месяца. Но даже если это произойдет, для выдачи нефтепродуктов надо ждать еще два месяца.
Нефтяные компании формируют свои резервы - 1,5-1,7 млн нефтепродуктов. Но нет механизма, регулирующего, кто и как должен дать нефтяникам команду вывести топливо из запаса на рынок. ФАС выступает за разработку нормативного акта, который объясняет формирование запасов понятными принципами (с учетом спроса на рынке, объемов производства и т.д.). В нормативе должно быть прописано, к какой дате какой объем запасов должен быть в наличии.

ПРОВЕРКИ ТРЕЙДЕРОВ И ЗАПРАВЩИКОВ
- В прошедшем году ФАС было проведено множество проверок. Выявлены факты неконкурентного поведения, когда трейдерские компании покупали топливо на бирже. В интересах нефтяной компании подобные действия теперь пресекаются. Антимонопольная служба обратила внимание на практику шортирования. Трейдеры при снижающейся биржевой стоимости играют на вторичном рынке на повышение цены. Мы прорабатываем новую методику формирования биржевого индикатора, учитывающего сделки на вторичном рынке.
Выявлялись также факты манипуляции ценами на региональном уровне. ФАС завершает проверку обоснованности сделок по поставкам топлива в Крым. Несколько трейдеров объединились на вторичном рынке и действуют не совсем прозрачно.

- Основное внимание ФАС уделяет работе с участниками рынка, занимающими доминирующее положение. В 2017 году ведомство регулярно проверяло ВИНКи. В отношении всех крупных нефтяных компаний несколько раз были вынесены предупреждения в части увеличения продаж нефтепродуктов, в том числе на бирже. Они стали продавать на рынок больше нефтепродуктов, благодаря чему спрос и предложение восстановились. В результате к концу 2017 года удалось добиться увеличения продаж бензинов на бирже с 30 тыс. до 50 тыс. тонн в сутки. Это привело к наполняемости как биржевого, так и внебиржевого сегмента, снизились оптовые и мелкооптовые цены, повысилась маржинальность сетей АЗС.

РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН СЕБЯ ИСЧЕРПАЛ
- Период низкой маржинальности АЗС в прошлом году затянулся. Рост цены в рознице продолжился бы и дальше, если бы не снижение оптовой стоимости нефтепродуктов. Теперь, когда цена в опте и мелком опте снижается, АЗС начинают закрывать убытки. Антимонопольная служба понимает, что для полного покрытия убытков и выхода на нормальную рентабельность сетям АЗС понадобится несколько месяцев.

ФАС не видит предпосылок для увеличения розничных цен на бензин, этот рост себя исчерпал.
Топливный рынок отыграл рост акцизов 2018 года еще в конце прошлого года. Новых условий к дальнейшему росту розничных цен нет. Цены будут меняться темпами, близкими к инфляции.

ПЕРЕДЕЛА РОЗНИЦЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ
Снижение прибыльности АЗС в 2017 году не способствовал переделу на розничном рынке, говорит Дмитрий Махонин.
- Случаев слияний-поглощений единицы. Действуют схемы франшиз и передачи товара под реализацию, когда ВИНК дают частным заправщикам свой товар и те с фиксированной надбавкой его продают. "Газпром нефть" начала реализовывать новую практику - комиссионные соглашения. Это договор с независимыми заправщиками, в соответствии с которым нефтяная компания берет под полный контроль финансовые и товарные потоки АЗС, а независимый владелец получает комиссионное вознаграждение, привязанное к объему проданного топлива.

Постоянной тенденции ухода с рынка независимых в результате закрытия сетей АЗС тоже не наблюдается. Независимые заправщики не все честно работают, есть и недоливы, и продажи суррогатов. Тема акцизов на средние дистилляты во многом все расставит по своим местам.

- ФАС не видит необходимости выработки "Роснефтью" новой политики в области продаж нефтепродуктов, поскольку компания ведет себя на этом рынке достаточно ответственно. "Роснефть" стабильно продает на бирже значительно больше нормативов, в развитии мелкого опта она занимает лидирующую позицию, также реализует последовательную политику в рознице.
Ведомство планирует рекомендовать ей продать более 100 АЗС «Башнефти». Важным пунктом предписания может стать возможность продажи по одной АЗС в том случае, если заправки не удастся продать. Точный перечень для продажи АЗС определится в ближайшее время.

"ЗАМЕНИТЕЛЕЙ" ДИЗЕЛЯ ЗАМЕСТЯТ
- От 4 до 10 млн так называемых "заменителей" дизеля обращается на рынке ДТ при общем объеме производства примерно 78 млн тонн в год. Повлияет ли факт введения акцизов на такой объем продукта? Существенно не повлияет. Почувствуют ли дискомфорт независимые участники рынка? Те, кто работал честно - нет.

ФАС просчитывает варианты действий, которые позволят не допустить дефицита дизтоплива в наступившем году. Это разворот с экспорта достаточных объемов товара. Это реально сделать без проблем для экспортных контрактов, потому что все-таки не такие уж великие объемы. 
Производители способны удовлетворить спрос по дизтопливу в РФ. Стоимость дизеля на внутреннем рынке привязана, в том числе, к нетбэку. НК невозможно оправдаться тем, что на внутренний рынок продавать невыгодно. Важно, чтобы на внебиржевом рынке спрос на ДТ был полностью закрыт.

Поиск по теме: ФАС, цена бензина, Цена на нефть, Налог, дизтопливо, бензин автомобильный, Газпром нефть, Башнефть АЗС

 

к следующей новости раздела

5 февраля 2018

ФАС подпишет с Татнефтью торговую политику по СПбМТСБ

к предыдущей новости раздела

26 января 2018

В Свердловской области ФАС не нашла сговора автозаправщиков

к следующей новости главной ленты

5 февраля 2018

ФАС подпишет с Татнефтью торговую политику по СПбМТСБ

к предыдущей новости главной ленты

5 февраля 2018

Орскнефтеоргсинтез поручился за своего инвестора - ФортеИнвест Гуцериева