Архив новостей

Март2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Стоит ли избегать независимые АЗС при заправке

(23 августа 2021 07:34 , ИА "Девон" )
Среди водителей ходит немало мифов. Например, о том, что на все автозаправочные станции в округе топливо привозят из одного источника, поэтому нет смысла переплачивать и ехать на фирменную АЗС. С другой стороны остается недоверие к независимым АЗС – якобы они могут «бодяжить» топливо. Так это или нет, отвечают эксперты, опрошенные изданием «Банки сегодня».  Информагентство «Девон» приводит эту статью с некоторыми сокращениями.

КТО ЕСТЬ КТО НА РЫНКЕ АЗС

Из 29 тысяч АЗС по состоянию на 2020 год лидировала «Роснефть» с 3 тысячами заправок. Также в лидерах ЛУКОЙЛ с 2,5 тысячами заправок и «Газпромнефть» с 1,4 тысячами. Весь рынок поделен между вертикально интегрированными компаниями (им принадлежит около 7 тысяч АЗС) и независимой розницей (15-16 тысяч АЗС). При этом по выручке картина обратная – 60% топлива продается у крупных компаний.

Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) – это компании, которые сосредоточили внутри себя полный цикл производства. У крупных нефтяных компаний возникает определенное преимущество, ведь они могут влиять на стоимость нефтепродуктов в широких пределах. Например, сократив надбавку на каждом из этапов производства, они могут сделать бизнес АЗС прибыльным. Независимая розница же вынуждена приобретать топливо по рыночным ценам, пытаться конкурировать по отпускным ценам с ВИНК, и еще как-то на этом зарабатывать.

Потребители же, видя примерно похожие цены у АЗС крупной сети и на заправке небольшой местной компании, скорее всего, сделают выбор в пользу именно ВИНК. Они традиционно предлагают более высокие стандарты сервиса, интересные программы лояльности. А еще на таких заправках продается и другая продукция нефтяных компаний (те же моторные масла).

Независимые сети, несмотря на двукратный численный перевес, вынуждены довольствоваться теми клиентами, которые по какой-то причине не могут поехать на фирменную заправку. Это могут быть АЗС на не очень оживленных дорогах, в сельской местности или, например, в регионах, которые последние годы живут под санкциями.

АЗС крупных компаний получают топливо со своих же производственных мощностей. Например, на АЗС ЛУКОЙЛа поступает топливо с предприятий «Нижегороднефтеоргсинтез», «Пермнефтеоргсинтез», «Волгограднефтепереработка» и «Ухтанефтепереработка». Там же производится сжиженный углеводородный газ (СУГ), который продается на АЗС сети.

Что же касается независимой розницы, она вынуждена приобретать топливо на оптовом рынке. При этом поставщики топлива те же ВИНК. Например, сеть АЗС «ЕКА», представленная в Москве и области, приобретает топливо на заводах «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»; «Газпромнефть-Московский НПЗ» и «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез». Компания тщательно тестирует каждую партию. Топливо перевозится бензовозами самой компании, они оснащены электронными системами контроля состояния топлива, а цистерны сделаны из специальных сплавов.

Если топливо реализует даже независимый трейдер, по качеству оно вряд ли будет сильно отличаться от того, которое отпускается на фирменных АЗС. Если, конечно, не заправляться на АЗС «из 90-х» со старым оборудованием и ржавыми емкостями для топлива. Но таких заправок сейчас становится все меньше – им сложно выдерживать конкуренцию с фирменными сетями.

КРИЗИС НЕЗАВИСИМЫХ АЗС

Как рассказал Михаил КОЛЕСНИКОВ из компании Benza, репутацию независимым АЗС подпортила история. В 1990-е и начале 2000-х такие заправки ориентировались прежде всего на рентабельность, а не на качество топлива. Отсюда – манипуляции с топливом, бензин чем-то разбавляли, превращали 92-й в 95-й, добавляя присадки. Поскольку явление было массовым, потребители накопили достаточно негатива.

Соблазн манипулировать качеством топлива есть и сейчас, говорит эксперт. Но крупные сети все же работают на перспективу, и точно не будут обманывать потребителей. Сейчас фирмы с 1-2 заправками практически не выжили. Их заменили большие интегрированные заправочные комплексы, которые строят крупные компании. Если небольшая компания может дать хороший сервис, она выживает, но в России это редкость. АЗС, где можно нарваться на некачественное топливо, постепенно ушли.

Несколько лет назад Россию накрыл очередной топливный кризис – из-за того, что нефтепродукты на внешних рынках оказались значительно дороже, чем внутри страны. Крупным нефтяным компаниям стало попросту невыгодно продавать бензин и дизельное топливо внутри страны, а от этого появился его дефицит и начали расти цены.

Тогда кризис решили несколькими мерами. Кроме демпфера (механизм компенсаций) крупный нефтяной бизнес подписал соглашение с правительством, где обещал не повышать цены на оптовом рынке топлива для независимых сетей АЗС. Несколько месяцев оптовые цены стояли на месте, а потом даже начали снижаться.

Но сейчас на рынке ситуация совсем сложная. Оптовые цены на топливо растут, потому что зависят от цен на нефть. Они зависят от неопределенности со стороны ОПЕК+. Картель разрешил поднять добычу, но цены все равно высокие. При этом розничные цены, наоборот, остаются стабильными. Их контролируют власти, поэтому сети АЗС вынуждены снижать маржу (чистый доход).

Сейчас маржа АЗС стала крайне низкой (подробнее об этом – в материале ИА «Девон»). На литре бензина Аи-92 заправки теряют 1,3 рубля. На литре бензина Аи-95 и дизельном топливе потери составляют 0,3 рубля. Для сетей АЗС крупных нефтяных компаний это не очень большая проблема, ведь розничная продажа нефтепродуктов – это финальный этап в большой цепочке. Поэтому они могут компенсировать убытки от продажи прибылью на более ранних этапах.

Но вот для независимых сетей АЗС ситуация выглядит угрожающей. Они вынуждены либо работать себе в убыток (буквально теряя больше денег от того, что к ним ездит больше клиентов), либо компенсировать убытки на сопутствующих продажах. Например, продавать кофе, хот-доги, товары первой необходимости и автомобильные товары.

Ситуация остается критической, некоторые сети уже отказываются продавать бензин Аи-92 (на нем самый высокий убыток). Начинать торговлю суррогатами – означает потерять репутацию. Пока же сети с трудом выживают, причем и в более благоприятное время их рентабельность не очень высокая. По сути, вариантов у небольших компаний немного. 

Например, ориентироваться на сопутствующие услуги – перестроить АЗС в целый комплекс с магазинами, общепитом и другими услугами. Или переходить на использование АЗС самообслуживания. Так можно сэкономить на персонале. Есть еще один вариант: развивать эко-направления – заправку газом и зарядку электромобилей.
Фирменные сети АЗС от ВИНК будут и дальше наращивать объемы, выдавливая независимую розницу с рынка.

НА ЧТО КЛИЕНТУ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ

Выбирая между фирменной АЗС от крупной нефтяной компании и малоизвестной заправкой, обычный потребитель учитывает несколько факторов. Это цена топлива; его качество; наличие программ лояльности; уровень обслуживания (например, можно ли на заправке купить кофе или воспользоваться туалетом); наличие или отсутствие очередей.

Иногда на выбор потребителя влияют совсем необычные факторы, говорит Дмитрий ПАРФЕНОВ из компании «Идемитсу Лубрикантс Рус». Некоторые сети АЗС открывают не только магазины, но и аптеки. Но при прочих равных критериях основную роль играет все же отсутствие очередей – особенно если речь идет об АЗС на оживленной трассе.

Лучший вариант узнать о качестве – это найти сайт компании-владельца заправки. Если сайта нет, можно попросить оператора АЗС предоставить документ о происхождении нефтепродуктов. Например, накладную на доставку топлива или сертификат его происхождения. Скорее всего, окажется, что топливо на заправку поставляют с того же завода, что и на ближайшую фирменную АЗС, причем с той же самой нефтебазы.

На качество топлива влияет его доставка и хранение. Нужно чтобы бензовозы отвечали всем требованиям. Емкости тоже должны быть современными. Но это проверить уже сложнее – ведь бензовозы не стоят на АЗС, а емкости закопаны в землю.
Поэтому лучше ориентироваться на документы. Если у заправки нет сайта, а оператор не может предоставить документы на топливо – заправляться там точно не нужно. Чаще всего такие АЗС вообще работают нелегально (по факту это емкость и колонка).

Если же заправка выглядит более-менее нормально, у нее есть все необходимые документы, а топливо пришло с обычного российского НПЗ, заправляться можно без лишних сомнений. Главное, чтобы водителя устроила цена и сопутствующий сервис. Качество бензина на АЗС, во-первых, зависит от качества самой нефти, состояния оборудования на конкретном нефтеперерабатывающем заводе и степени его обновления.

Во-вторых, на него влияет октановое число (характеризующее стойкость к детонации), состав и количество добавляемых в него присадок. Это необходимо для увеличения эффективности сгорания и уменьшения вероятности появления отложений внутри топливной аппаратуры. Нужно обратить на его фракционный состав. Он показывает степень его испаряемости в зависимости от содержащихся в нем углеводородов. В-третьих, надо учесть условия хранения, ведь бензин «не любит» попадания в него грязи.

В сетях лидирующих производителей, таких как ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», Shell и др., качество бензина обычно на высоте, проблемы с ним возникают лишь эпизодически. На АЗС «свободных игроков» оно может быть неважное, поскольку им без разницы у кого покупать топливо. Главное, чтобы подешевле.

«Склонность же водителей заправляться на АЗС крупных сетей обусловлена лучшим уровнем сервиса на них и довольно широким спектром предоставляемых услуг, - считает Парфенов. - Речь идет уже не просто о покупке бензина или моторного масла, кофе или булочек. Например, «Роснефть» приступила к открытию на своих заправках аптек для продажи безрецептурных медикаментов и нелекарственных препаратов — гигиенических средств, лечебной косметики, товаров для ухода для всей семьи.
На «одиноких» АЗС сервис тоже может быть хороший, хотя раз на раз не приходится. Так, на заправках, находящихся в удаленных сельских районах, он зачастую ограничивается исключительно заливкой топлива в баки автомобилей.

Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: качество бензина, Кризис, Роснефть НПЗ, ЛУКОЙЛ АЗС, цена бензина

 

к следующей новости раздела

26 августа 2021

В Санкт-Петербурге и Ленобласти доля АЗС «Татнефти» достигла 11 процентов

к предыдущей новости раздела

20 августа 2021

Новое хранилище битума в Башкирии позволит сгладить цены на продукцию

к следующей новости главной ленты

24 августа 2021

В Башкортостане построят производство СПГ

к предыдущей новости главной ленты

23 августа 2021

«Казаньоргсинтез» научился перерабатывать пропан