Архив новостей

Сентябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Оборот контрафактного моторного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн в год

Виноваты малые НПЗ и мелкие заправщики.

(19 марта 2018 09:09 , ИА "Девон" )
Прошлой осенью Госдума приняла законопроект об ужесточении административной ответственности за реализацию некачественного топлива. Как ранее выяснил Росстандарт, в прошлом году суррогатное топливо обнаружилось на 18% проверенных заправок. Как с этим бороться – об этом в статье Сергея ФРОЛОВА «Развели тут «бодягу», опубликованной в издании «Совершенно секретно».
Информ-Девон приводит этот материал с сокращениями.

ХУДШИЙ БЕНЗИН В ЕВРОПЕ?
На самом деле масштабы «разбодяживания» топлива гораздо выше, и вряд ли с этой проблемой можно справиться одними только штрафами. Хотя, безусловно, меры, предлагаемые Госдумой, достаточно суровы. Новый закон предусматривает штраф для АЗС, торгующей суррогатным бензином, в размере 1% от выручки, но не менее 500 тысяч рублей. Плюс конфискация «палёного» топлива. За повторное нарушение штраф может быть увеличен до 2 миллионов рублей либо вынесено постановление об административном приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 суток с конфискацией «предметов правонарушения».

Пока новый закон не вступил в силу, штрафы за нарушение техрегламентов на моторное топливо остаются на прежнем уровне. Для должностных лиц это 10–20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – 20–30 тысяч, для юрлиц – 100–300 тысяч. Эти цифры мало впечатляют любителей разбавить бензин. Оборот контрафактного топлива может достигать в России 10 миллионов тонн в год.
Борьба с контрафактом в стране разворачивается по всем фронтам. Ещё в 2015 году появилось поручение Владимира Путина о проверке качества бензина на российских АЗС в регионах. Свыше 40% поддельного топлива было обнаружено на местных АЗС. Тогда же вышел запрет на использование топлива класса Евро-3. Производители и торговцы начали переходить на топливо Евро-4. Но при этом на складах оставались огромные объёмы бензина Евро-3. Чтобы реализовать его, началось массовое «разбодяживание» и подгонка низкооктанового бензина к новым стандартам. В конце концов эти объёмы бензина были реализованы, и качество топлива на заправках стало подрастать. В 2016 году проверки Росстандарта выявили всего 18% суррогатного бензина и дизельного топлива в общем объёме.

В 2008 году, по оценке американского Международного центра качества топлива (IFQC, Хьюстон, США), РФ была признана худшей страной в Европе по качеству топлива. При этом Россия занимала 44-е место в мире по качеству дизеля и 84-е место – по качеству бензина. Сегодняшняя ситуация – это безусловный прогресс, но до идеала пока очень далеко. Проблема в том, что помимо ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний), на рынке присутствует масса небольших нефтеперерабатывающих заводов (их в стране 280). Они в силу своей технологической отсталости просто не могут производить качественное топливо нового поколения. Выгнать их с рынка невозможно, но и средств на техническое перевооружение у них нет.

Куда проще государству работать с ВИНК. Ещё в 2011 году с владельцами всех крупных НПЗ были заключены договоры о проведении технического перевооружения предприятий. Эта работа уже началась, но быстро завершить её не получится. Полная реконструкция НПЗ закончится только к 2020 году. В 2016 году глава Ростехнадзора Алексей Алёшин говорил: «Проблемы существуют на заводах компании «Роснефть», ТАИФ-НК, Марийском, Новошахтинском и Афипском НПЗ. Первой компанией в России, полностью модернизировавшей свои заводы и которая из 5% прибыли от производства топлива порядка 2% тратит на экологические проекты, является ЛУКОЙЛ».

Вторая проблема – так называемые независимые заправки. Из 15 тысяч АЗС, работающих в России, только около 40% принадлежат ВИНК. На долю независимых заправок приходится 60%. Если сравнивать по объёмам торговли, то крупные нефтяные компании продают бензина больше – около 60%. По сложившейся практике последние получают горючее в первую очередь и по отпускным ценам НПЗ, которые ниже средних, сложившихся на рынке. А независимым АЗС остаётся только то, что не выбрали ВИНК, причём по более высоким ценам. Выживать им как-то надо.

Проверки на маленьких АЗС в последнее время проходят всё чаще, поэтому их владельцы стараются не «нарываться». Но, к примеру, только в Нижегородской области 53% проверенных проб топлива в прошлом году не соответствовали техническим регламентам. В других регионах ситуация не лучше.

НЕЗАВИСИМЫЕ ЗАПРАВКИ И КАЗАХСТАН ПОРТЯТ СТАТИСТИКУ
Недавно стало известно, что в этом году пройдут масштабные проверки качества автомобильного топлива по всей стране. Роскачество заключило соглашение с Росстандартом об исследовании бензина во всех регионах РФ. Подготовка к этому началась ещё в конце 2017 года. После этой проверки на каждой АЗС появятся соответствующие сертификаты, которые подтвердят происхождение продаваемого топлива. Кроме того, будет создано специальное мобильное приложение для автомобилистов, в котором любой желающий сможет получить необходимую информацию по исследованию качества бензина по всем регионам и заправкам.

«За последнее время количество АЗС, где продают некачественное топливо, сокращается. С другой стороны, ухудшается качество тех добавок, которые применяют на недобросовестных заправках. Если раньше добавляли монометиланиллин, то сейчас он заменяется на литиевые добавки. То есть легальные присадки, которые можно добавлять в небольших количествах, заменяются дешёвыми китайскими присадками», говорит руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
«Очень много проблем доставляет нам таможня. Дело в том, что в Казахстане до сих пор разрешена продажа 4-го класса топлива, а у нас уже нет. В прошлом году все приграничные территории торговали таким бензином. Для казахов в этом не было никакого нарушения, а для нас такой бензин не просто контрафакт, а несоответствие техническому регламенту качества топлива», добавил он.

Наименьшие претензии эксперты предъявляют к компаниям «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Татнефть», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». На этих АЗС в основном топливо достаточно качественное, вся система заточена под то, чтобы брать у сторонних организаций было невыгодно. 
«Вот почему не может быть качественного бензина у маленьких компаний – невозможно покупать на торгах бензин по 36 рублей за литр, а продавать его за 35,90. Но такое сплошь и рядом: люди покупают паспорта качества на бензин. Мы начинаем проверять: купили по 36,70, а цена на заправке – 35,90. Следовательно, что-то в этот бензин залито для удешевления. Такое невозможно у ВИНК. Если у крупных компаний и случаются нарушения, то это связано не с тем, что пришло плохое топливо, а какие-то проблемы с ёмкостями на АЗС», отметил Канаев.

У каждой из больших компаний свои особенности. Мы знаем, что у них хорошая система контроля качества бензина, при этом некоторые делают качественное «моющее» топливо, но оно очень лёгкой фракции, поэтому быстро расходуется. У ЛУКОЙЛа, например, отличное топливо – со всеми необходимыми импортными ингредиентами, но оно чуть дороже, говорит он, советуя заправляться только на АЗС крупных сетей.
«Безусловно, эта проблема пока что существует в стране. Связана она с региональными маленькими сетями или отдельными индивидуальными АЗС, которые чтобы выжить, считают для себя возможным допускать пересортицу и даже банально «бодяжить», допускают недолив и прочие «фокусы», отмечает автомобильный эксперт, руководитель автомобильного радио «Страна» Игорь Моржаретто.
Крупные сети, входящие в ВИНК, как правило, такими вещами не занимаются – слишком велики издержки. Разве что конкретный сотрудник какой-то АЗС пытается сам заработать, но там очень хороший контроль, заключил он.

Поиск по теме: качество бензина, евро-5, бензин автомобильный, Ростехнадзор, Казахстан

 

к следующей новости раздела

21 марта 2018

Ацетон, нафталин и этиловый спирт - как бодяжат автотопливо

к предыдущей новости раздела

17 марта 2018

Все проблемы, тенденции и перспективы топливного рынка РФ обсудили в Москве

к следующей новости главной ленты

19 марта 2018

На ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе могут построить комплекс полипропилена и модернизировать производство битумов

к предыдущей новости главной ленты

17 марта 2018

Все проблемы, тенденции и перспективы топливного рынка РФ обсудили в Москве