Архив новостей

Октябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как в России решали бензиновые кризисы с 1991 года

(27 марта 2019 10:56 , ИА "Девон" )
 
Правительство РФ и ведущие нефтяные компании страны договорились о продлении соглашения о стабилизации цен на топливо до лета. При этом нормы поставок на внутренний рынок будут уменьшены. Это сделано для того, чтобы не допустить прошлогоднего топливного кризиса
В ФАС уже заявили, что в этом году цены на бензин не будут расти, пока в стране большие запасы топлива и низкая инфляция. Однако так было далеко не всегда. О том, как власти боролись с повышением цен на бензин – в материале ТАСС.
 
ОТ 40 КОПЕЕК ДО 2500 РУБЛЕЙ ЗА ЛИТР
К моменту распада СССР стоимость бензина марки АИ-92 в среднем по России составляла 40 копеек за литр. При этом уже в 1990 году реальная стоимость его производства превысила регулируемую государством цену в два раза, в связи с чем возник дефицит моторного топлива и сформировался черный рынок.
3 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ о либерализации цен. Однако бензин вошел в число социально значимых товаров, на которые цены продолжали устанавливаться государством. 23 декабря 1991 года Министерство экономики и финансов РСФСР выпустило указание, согласно которому цены на бензин было разрешено повысить в три раза - до 1 руб. 20 коп.
 
Однако уже 4 января 1992 года президент Борис Ельцин подписал постановление правительства РФ, разрешающее нефтеперерабатывающим заводам поставлять 10% производимых продуктов по свободным ценам. В апреле того же года регулирование цен на бензин было фактически передано региональным властям, которые в марте - апреле своими постановлениями повысили их до рыночных. Например, в Москве долгое время поддерживался максимальный тариф в 1 руб. 20 коп. Однако из-за вывоза топлива в соседние регионы, где цены были либерализованы, возник дефицит. В итоге 20 апреля цены на бензин в столице подскочили до 7 рублей.
 
На этом подорожание не закончилось. К началу осени 1992 года бензин в Москве подорожал до 20 рублей, а на Дальнем Востоке - до 30 рублей и более. Уже 17 сентября 1992 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ "О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов", в котором установил максимальную торговую надбавку на нефтепродукты в 2%. Однако из-за инфляции региональные власти продолжали повышать цены. Так, 20 января 1993 года бензин в Москве и Подмосковье подорожал до 48 рублей, 18 февраля - до 60 рублей.
 
В апреле 1993 года Борис Ельцин подписал сразу два указа - "О мерах по упорядочению ценообразования на нефть и продукты ее переработки на 1993 год", который фактически запустил процесс полной отмены регулирования цен на топливо. Второй указ "О снабженческо-сбытовых надбавках на нефтепродукты" временно заморозил цены на топливо для сельскохозяйственных предприятий, так как резкое подорожание угрожало срывом посевной.
 
В июле 1993 года регулируемые цены на бензин в Москве достигли 100 рублей, в январе 1994 года - 250 рублей, а в ноябре 1994 года - 500 рублей. При этом осенью 1994 года столица пережила серьезный топливный кризис. Частные заправочные станции резко подняли тарифы до 2500 рублей, а по регулируемым ценам топливо купить было нельзя.
 
«НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛИМ ИГРАТЬСЯ С ГОСУДАРСТВОМ"
В результате пришлось вмешаться столичным властям. Мэр Москвы Юрий Лужков повысил регулируемые тарифы до 1 тыс. рублей и лишил лицензий 10 коммерческих компаний, завышавших цены на своих заправках. Аналогичные действия на протяжении 1993-1995 годов неоднократно предпринимали и другие регионы.
Окончательно о переходе на рыночные цены на бензин было объявлено 26 июня 1995 года. Это позволило на несколько лет ликвидировать проблемы со снабжением топливом в большинстве регионов и стабилизировать цены. Так, в 1995-1998 годах цена на бензин (здесь и далее - марки АИ-95) выросла только с 1680 до 1960 неденоминированных рублей.
 
Дефолт в августе 1998 года и резкое снижение курса рубля по отношению к доллару не привели к немедленному росту цен на бензин. Они оставались стабильными на уровне 2 деноминированных рублей за литр. Однако уже 16 ноября 1998 года министр топлива и энергетики России Сергей Генералов сообщил, что в стране "ощущается некоторый дефицит нефти". Вызвано это было тем, что нефтеперерабатывающие заводы увеличили продажи бензина за рубеж, где закупочные цены на него были выше.
 
Первыми регионами, ощутившими нехватку топлива, стали Карелия и Санкт-Петербург, где с 30 апреля по 5 мая стоимость бензина резко возросла с 2 до 7 рублей. Это практически сразу повлекло за собой рост цен на продукты питания. 7 мая губернатор Петербурга Владимир Яковлев обвинил топливные компании в сговоре, пригрозив: "Мы поддадим им так, что мало этим заговорщикам не покажется". Были возбуждены антимонопольные дела против владельцев автозаправок и Киришского НПЗ. В июле были возбуждены и уголовные дела. Рост цен был временно остановлен после того, как власти города договорились с Киришским НПЗ об увеличении поставок.
 
Уже в середине мая 1999 года кризис вышел за пределы Северо-Запада России. Бензин начал резко дорожать на Черноземье и в Сибири. В Москве при этом поначалу цены повысились ненамного - на 20%. На рост стоимости топлива повлияла также подготовка Госдумой нового Налогового кодекса, который предполагал взимание акцизов не с НПЗ, а с автозаправочных станций (он вступил в силу с 1 января 2001 года).
 
7 июня 1999 года премьер-министр Сергей Степашин на встрече с главами думских фракций заявил о необходимости "жестко контролировать попытки спекулировать на бензине". Также он пообещал установить "жесткий мораторий на повышение цен на энергоносители". 10 июня на заседании правительства Степашин пообещал "принимать жесткие меры по отношению к спекулянтам вплоть до заведения уголовных дел". "Мы никому не позволим играться с государством", - добавил тогда премьер-министр.
 
Новое правительство под председательством Владимира Путина в августе 1999 года предложило в два раза увеличить вывозные пошлины на нефть и мазут. После переговоров с нефтяными компаниями было решено остановиться на компромиссном повышении в 1,5 раза. 25 августа председатель подкомитета Госдумы по топливным ресурсам Валерий Язев сообщил, что Владимир Путин на совещании с руководителем администрации президента Александром Волошиным предложил для решения проблем на топливном рынке создать государственную нефтяную компанию, которая "может стать крупнейшим трейдером на внутреннем рынке и крупным экспортером".
 
СЫТЫЕ ДВУХТЫСЯЧНЫЕ
Ситуация на рынке бензина стабилизировалась к осени 1999 года. При этом по итогам года автомобильное топливо во всех регионах подорожало с 2 до 9 рублей. Проблема была решена благодаря тому, что регионы нашли альтернативных поставщиков бензина. Например, в Санкт-Петербурге им стал "Сургутнефтегаз".
28 декабря 1999 года Арбитражный суд по Петербургу и Ленинградской области подтвердил решение ФАС, согласно которому петербургские отделения топливных компаний ("Лукойл", Shell, Neste и др.) были обязаны возместить в федеральный бюджет 10 млн рублей, незаконно полученных в результате ценового сговора.
 
Вплоть до 2008 года бензиновые цены стабильно увеличивались на фоне роста стоимости нефти. Розничная цена литра АИ-95 впервые превысила 10 рублей в 2004 году и 20 рублей - в 2007 году. Серьезных кризисов это увеличение не вызвало, поскольку происходило на фоне быстрого роста экономики и доходов населения. В октябре 2003 года вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко, объясняя ситуацию, заявил, что происходит это ввиду общего повышения цен на нефть и общего уровня потребления в стране.
 
Тем не менее, политики неоднократно высказывали обеспокоенность в связи со сложившимся положением. Так, в сентябре 2005 года спикер Совета Федерации Сергей Миронов попросил правительство вмешаться в ситуацию. 19 сентября 2005 года руководители крупнейших российских нефтяных компаний на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко приняли решение заморозить цены на бензин и другие нефтепродукты до конца года. 27 сентября президент РФ Владимир Путин связал рост цен на бензин "прежде всего с тем, что российская экономика интегрируется в международную экономику". Вместе с этим он поручил правительству подготовить решения в связи с подорожанием бензина.
 
В результате правительство решило не повышать акцизы на бензин, заморозив их на уровне 3629 рублей за тонну. Кроме того, сдерживать рост цен позволяли переговоры с нефтяниками, которые добились в ответ постепенного снижения налога на добычу полезных ископаемых. Также ФАС периодически штрафовала нефтяные компании за ценовые сговоры, но только на региональном уровне. Например, за завышение цен весной 2008 года в Алтайском крае компании "Газпромнефть-Алтай" и "Роснефть-Алтайнефтепродукт" были оштрафованы на 1,2 млн рублей и 3,9 млн рублей соответственно.
 
ОТ КРИЗИСА ДО КРИЗИСА
Промежуточный пик розничных цен на бензин АИ-95 (25,14 рубля) был достигнут в августе 2008 года накануне мирового финансового кризиса. Однако вслед за этим последовало падение цен на нефть и соответственно снижение цен на бензин - до 19,77 рубля за литр в мае 2009 года. Затем рост возобновился.
В 2010 году бензин продолжал дорожать вслед за нефтью. 16 декабря 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил "Мы не можем закрыть экспорт нефти, поскольку он обеспечивает основные поступления в бюджет". С 2010 года правительство РФ впервые с 2005 года начало повышать акцизы на бензин.
 
Весной 2011 года в ряде регионов России возникли перебои с топливом, что вызвало рост цен. На заседании президиума правительства 28 апреля 2011 года премьер-министр Владимир Путин заявил: "Мы в прошлом году заняли первое место в мире по добыче нефти, и мы не можем допустить, чтобы в нашей стране жители хоть в каком-то месте испытывали дефицит нефтепродуктов". Одной из мер, принятых правительством, стало повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. Также Минэнерго договорилось с нефтяными компаниями о временной приостановке экспорта нефти в мае 2011 года.
 
Кроме того, летом 2011 года Минэнерго по поручению премьер-министра Владимира Путина объявило о подготовке системы резервирования нефтепродуктов для внутренних нужд, назначив ее оператором компанию "Роснефтегаз". 27 июля 2011 года сообщалось, что "Роснефтегаз" заключил рамочные договоры по резервированию нефти с "Роснефтью", "Газпром нефтью", "Зарубежнефтью", ЛУКОЙЛом и "Сургутнефтегазом". Однако информация о реальном создании этого резерва не публиковалась.
 
Психологическая отметка в 30 рублей за литр была преодолена в ноябре 2012 года. В 2013 году цены на бензин стабилизировались на уровне 35 рублей за литр. Колебания нефтяных котировок в 2014-2016 годах слабо отразились на заправках в России, поскольку оптовые и розничные поставщики повышением цен старались компенсировать потери от падения курса рубля. Так, с осени 2014 года до января 2015 года цена нефти обрушилась со $100 до $45 за баррель, но бензин продолжал стоить 35 рублей за литр. Следующее крупное падение цен на нефть в декабре 2015 года - феврале 2016 года, когда стоимость барреля сократилась с $50 до $27,5, тоже привело лишь к незначительным изменениям. Бензин подешевел с 37,5 до 36,5 рубля за литр, но затем цены возобновили рост. В августе 2017 года на фоне стабилизации нефтяных котировок средняя цена АИ-95 превысила 40 рубля за литр.
 
ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ И ЗАМОРОЗКА ЦЕН
В мае 2018 года произошел один из самых ощутимых скачков  бензиновых цен за последние годы - они поднялись на 5,6% по сравнению с апрелем - до 43,2 рубля за литр. В ответ правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо с 1 июня на 2 тыс. (до 9-11 тыс. рублей) и 3 тыс. рублей (до 4,66 тыс. рублей.) за 1 тонну. Правительство решило также отказаться от запланированного повышения акцизов с 1 июля. 7 июня 2018 года президент РФ Владимир Путин в ходе прямой линии заявил, что рост цен на бензин в России произошел "из-за неточного регулирования".
 
Принятые меры позволили стабилизировать цены на уровне 45 рублей за литр в июне, однако уже в середине октября цены начали приближаться к отметке 46 рублей.
31 октября вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с основными нефтяными компаниями: "Роснефтью", Газпромом, "Сургутнефтегазом", "Русснефтью", "Газпром нефтью", "Новым потоком", "Нефтегазхолдингом", ЛУКОЙЛом, ТАИФ-НК и "Татнефтью".
 
По его итогам появилась договоренность о заморозке оптовых цен на бензин в 2018 году и возможности их последующей индексации не более чем в пределах прогнозируемой годовой инфляции. Если хотя бы одна из компаний, подписавших соглашение, перестанет его выполнять, правительство введет заградительные пошлины на экспорт топлива. Срок действия соглашения - до 1 апреля 2019 года. Благодаря соглашению средняя цена на бензин марки АИ-95 в целом по регионам РФ снизилась с 45,75 рубля до 45,22 рубля за литр.
21 марта 2019 года действие соглашения продлили еще на три месяца. За это время должен быть подготовлен новый механизм, гарантирующий снабжение внутреннего рынка топливом в виде обязательного лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов.

Поиск по теме: Кризис, история, цена бензина, Цена на нефть, бензин автомобильный, Сургутнефтегаз, Газпром нефть, Роснефть АЗС

 

к следующей новости раздела

1 апреля 2019

Как демпфер повлияет на рентабельность бензиновых НПЗ и розничный заправочный бизнес

к предыдущей новости раздела

23 марта 2019

Цены на моторное топливо в РФ заморожены до лета

к следующей новости главной ленты

27 марта 2019

В Саратовской области в 2018 году нефтедобыча выросла на 9%

к предыдущей новости главной ленты

27 марта 2019

Подготовку буровых супервайзеров и тенденции скважинного инжиниринга обсудят в Москве