Архив новостей

Октябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Как демпфер повлияет на рентабельность бензиновых НПЗ и розничный заправочный бизнес

(1 апреля 2019 08:07 , ИА "Девон" )
 
На заседании правительства РФ 21 марта было принято решение о продлении до конца июня 2019 г соглашения с нефтяными компаниями о фиксации розничных и мелкооптовых цен. Также было предложено скорректировать формулу расчета демпфирующей надбавки по автомобильному бензину, снизив базовый (целевой) уровень цены внутреннего рынка с 56 до 51 тысячу руб./т. Планируется и скорректировать требования к темпам роста поставок моторных топлив на внутренний рынок в 2019 г. относительно 2017 г, напоминает издание «Нефтянка».

Основным поводом ожидаемых изменений стал тот факт, что при действующих условиях российской нефтепереработки, все бензиновые НПЗ перерабатывают нефть в убыток. Это НПЗ Ангарской нефтехимической компании (НХК), Ачинский НПЗ, Самарская группа НПЗ «Роснефти», Московский НПЗ «Газпром нефти», «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», Рязанский НПЗ, ТАИФ-НК, Уфимская группа НПЗ «Башнефти», «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», «Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС). Так в среднем их чистая маржа в январе 2019 г. составила минус 850 руб./т, в феврале — минус 1 610 руб./т.

Основной причиной убыточности бензиновых НПЗ в начале года стало наличие требований по поставке бензина на внутренний рынок. Так был создан профицит продукта в стране. Наличие этого требования вынуждало нефтеперерабатывающие заводы продавать бензин с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы. По оценкам компании «Петромаркет», в среднем с 1 по 20 марта дисконт составил 10 800 руб./т.

Вторая причина убыточности бензиновых НПЗ — бензиновый «демпфер», который в январе-феврале оказался отрицательным. Производители были вынуждены доплачивать в бюджет за каждую тонну реализованного на рынке продукта: 3600 руб./т в январе и 1800 руб./т в феврале. Корректировка «демпфера» без снятия ограничений на экспорт автобензина не поможет бензиновым НПЗ выйти из убытков. Снижение базовой цены на автобензин до 51000 руб./т приведет к существенному росту демпфирующей надбавки.

Так, если бы новая формула заработала уже в марте, то по оценкам «Петромаркета», демпфирующий коэффициент для автомобильного бензина составил бы 5875 руб./т против 485 руб./т при действующей формуле. Расчет сделан из предположения, что индикативная экспортная цена сохранится на уровне средних значений за 20 дней марта — 55 190 руб./т. Но даже такого существенного роста «демпфера» будет недостаточно для того, чтобы вывести маржу бензиновых НПЗ в «плюс» без основательного пересмотра требований по поставкам бензина на внутренний рынок.

Не исключено, что эти требования изменятся несущественно. В этом случае профицит бензина на внутреннем рынке сохранится на текущем уровне. А значит, сохранятся на текущем уровне и цены внутреннего рынка и, как следствие, дисконт к экспортным нетбэкам НПЗ. Бензиновые заводы продолжат работать в убыток. Действительно, если руководствоваться оценками средней чистой маржи бензиновых НПЗ по итогам февраля, то за счет корректировки «демпфера» она выросла бы со сложившихся в феврале -1600 руб./т лишь на 1000 руб./т. Показатель остался бы в отрицательной зоне на уровне -600 рубля за тонну.

Более того, одной лишь корректировкой «демпфера» не удалось бы избежать несправедливой «дифференциации» маржи между различными группами НПЗ. Согласно этой системе «экспортеры» «оптимизаторы налогообложения» и мини-НПЗ более маржинальны, чем более технологически развитые бензиновые НПЗ, обеспечивающие страну социально значимым автомобильным топливом. К первой группе относятся Ильский НПЗ, «Киришнефтеоргсинтез» (КИНЕФ), Комсомольский НПЗ, «Краснодарэконефть», Нижневартовское НПО, «Орскнефтеоргсинтез» (Орский НПЗ), Саратовский НПЗ, Туапсинский НПЗ, Яйский НПЗ, а ко второй - Афипский, Антипинский и Марийский НПЗ группы «Новый Поток»), Новошахтинский ЗНП и Славянск ЭКО.

Что будет с ценами на бензин, если снять ограничение на экспорт? Если наряду с корректировкой «демпфера» будут существенно пересмотрены требования по поставкам бензина на внутренний рынок, то у НПЗ появляются шансы повысить отпускные цены. Это сделает продажу топлива на внутреннем рынке равновыгодной с продажей на экспорт. Цена внутреннего рынка за вычетом «демпфера», НДС и акциза будет равна экспортному нетбэку НПЗ. В этом случае средние отпускные цены на НПЗ могут увеличиться на 14% с 39700 руб./т за 1-20 марта до 45300 руб./т.

В этом случае все обозначенные выше проблемы с маржинальностью бензиновых производств будут решены. Однако, возникнут и негативные последствия. Рост оптовых цен приведет к росту мелкооптовых, что приведет к снижению маржинальности торговли топливом на АЗС. С начала года цены на АЗС находятся на зафиксированном в ноябрьском соглашении между нефтяниками и правительством РФ уровне. Последствия будут хоть и негативные, но не катастрофические. Чистая маржа реализации автобензина АИ-92 на АЗС снизится с текущих 4.4 руб./л (среднее значение за 20 дней марта) до 1.1 руб./л. Тогда через «демпфер» НПЗ будет компенсирована половина дисконта внутреннего рынка. Остальную половину предприятия компенсируют через рост отпускных цен, который в конечном счете отъест маржу у АЗС. 

Поиск по теме: цена бензина, Налог, Роснефть АЗС

 

к следующей новости раздела

3 апреля 2019

«Татнефть-АЗС-Запад» повысит энергоэффективность заправок с помощью «интернета вещей»

к предыдущей новости раздела

27 марта 2019

Как в России решали бензиновые кризисы с 1991 года

к следующей новости главной ленты

1 апреля 2019

Татнефть в 2018 году уменьшила экспорт нефти, но увеличила поставки за рубеж нефтепродуктов

к предыдущей новости главной ленты

1 апреля 2019

Транснефть ищет подрядчиков для модернизации в Башкирии магистрального нефтепровода