Архив новостей

Апрель2024

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Вирус для нефтяного рынка

Как обычная заявка Казахстана на транзит через систему «Транснефти» превратилась в сенсацию

(27 апреля 2020 18:08 , ИА "Девон" )
«Казахстан сольёт в Россию полмиллиона тонн никому не нужной нефти» – так некоторые СМИ прокомментировали новость о заявке, поданной в «Транснефть» казахстанскими производителями нефти. В ней экспортёры заявили о намерении отгрузить в мае через порт Усть-Луга (конечная точка второй очереди Балтийской трубопроводной системы, БТС-2) 500 тыс. т нефти. Из этого сообщения был сделан вывод, что из-за падения спроса на лёгкую нефть СРС Blend Каспийский трубопроводный консорциум сдаёт позиции российской «Транснефти». Об этом говорится в полученной Информагентством «Девон» авторской статье Института развития технологий ТЭК.

НОВОСТЬ МНОГОЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ

Полмиллиона тонн для Казахстана – это около 6% ежемесячного объёма добычи страны. Поставки через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в марте 2020 года составили рекордные 6,45 млн т, из них на долю казахстанских производителей пришлось более 5,7 млн т. Заявка грузоотправителей на 2020 год составила 65 млн т. На этом фоне судьба партии в 500 тыс. т вряд ли способна существенно повлиять на экономику поставок. 

Отгрузка нефти казахстанских производителей через БТС-2 европейским потребителям началась еще летом 2012 года. Тогда, по сообщению «Транснефти», ежемесячно планировалось отправлять из Усть-Луги по 400 тыс. т сырья из Казахстана (четыре «афрамакса» по 100 тыс. т в каждом). 
В течение всех последующих лет этот объём оставался плюс-минус примерно таким же. Так, отгрузка некондиционной нефти от имени казахстанских производителей в апреле-мае 2019 года, когда «Дружба» была загрязнена хлорорганическими соединениями, составила 699 тыс. т. Именно этот объём был подтверждён соглашением о компенсации, заключенным между российским транспортным монополистом и его казахстанским визави, компанией «КазтрансОйл».

Согласно типовым договорам «Транснефти», ежегодно стороны согласуют прогнозный объём сдачи и распределения нефти по системе нефтепроводов. Далее в течение года экспортёр ежемесячно подаёт заявки на транспортировку сырья и включение в график расстановки и подачи танкеров в порту. Конкретно по Усть-Луге это должно быть сделано до 15 числа месяца, предшествующего тому, в котором планируется отгрузка. Объём транспортировки может варьироваться месяц к месяцу, кроме того, в срок до 20 числа того же месяца заявку можно скорректировать. Возможно, в текущей рыночной ситуации казахский грузоотправитель решил воспользоваться этим правом, и эта корректировка стала поводом для алармистских комментариев в прессе.

СМЕШАТЬ, НО НЕ ВЗБАЛТЫВАТЬ

Сейчас основным экспортным маршрутом для Казахстана служит система Каспийского трубопроводного консорциума, через которую ежегодно в направлении Новороссийска прокачивается свыше 50 млн т (55,8 млн в 2019 году) или около 70% поставляемой за рубеж казахстанской нефти. Остальное идет главным образом через трубопроводную систему Атырау-Самара и Казахстанско-китайский нефтепровод.
Изначально по ней транспортировалась преимущественно тяжёлая нефть Мангыстауской группы месторождений. Затем, по мере освоения новых запасов, в частности, Карачаганакского и Тенгизского месторождений, по нему стало транспортироваться и добытое там сырьё. 

Через Самару нефть попадает в систему нефтепроводов «Дружба». Далее, через НПС «Унеча» на границе с Белоруссией, она частично поступает в БТС-2 и идёт в направлении Усть-Луги, где отгружается на танкеры, а частично по той же «Дружбе» направляется в Европу. При этом на обоих маршрутах казахстанская нефть, смешиваясь с российской, поставляется уже как российский сорт Urals.

Кроме того, отдельная нитка Атырау-Самара используется для поставки малосернистой казахстанской нефти в порт Новороссийск (в смеси с российской Siberian Light). Прибыльность таких поставок до недавних пор была выше, чем Urals, однако объёмы относительно невелики – в 2019 году они составили чуть более 1 млн т. 

Своп через Urals для казахстанских производителей даёт заметный выигрыш в цене. Даже легкая нефть CPC Blend, поставляемая по системе Каспийского трубопроводного консорциума, обычно торгуется с дисконтом к российскому сорту. Например, год назад, ещё до всех экономических потрясений, контракт CPC cif Средиземноморье, по данным агентства Argus Media, стоил $68,8 за баррель. Такой же контракт для Urals обошёлся бы покупателю в $70,8. Сейчас же разница в цене заметно выше. По данным на начало апреля, для Urals дисконт к цене североморского эталонного сорта Brent составлял $4,75 за баррель, для CPC Blend – $8,05 за баррель, а для Siberian Light – $5,5 за баррель.

Сейчас ситуация немного иная. В начале апреля скидки на CPC Blend увеличилась до $10 за баррель (CIF Augusta) относительного Североморского эталона. К 23 апреля скидка сократилась до $6,50 за баррель, в то время как дисконт на партии Urals в Северо-Западной Европе составляла $0,85 за баррель (CIF Rotterdam).

Более сильное падение в цене традиционно более дорогих лёгких сортов не должно удивлять. Из-за карантинных мер в мире резко сократилось потребление бензина и авиационного топлива – личный транспорт и самолёты большей частью стоят на приколе. При этом коммерческие автомобильные и морские перевозки по-прежнему функционируют, хотя и в меньшем объёме. Тем самым спрос на дизель и мазут пострадал значительно меньше – а значит, и спрос на более тяжёлые сорта нефти, которые дают больший выход этих фракций.

Также поставки через Усть-Лугу позволяют снизить транспортные издержки. Во-первых, тарифы «Транснефти» номинируются в рублях, КТК же берёт за свои услуги в долларах. Падение курса российской валюты сильно снизило долю транспорта в конечной долларовой цене сырья, что не может не привлекать экспортёров. 
То, что переадресация части майских поставок носит чисто конъюнктурный характер, видно по тому, что ни на одном из маршрутов сейчас нет дефицита пропускной способности. После завершения в 2018 году проекта расширения до 67 млн т в год Каспийский трубопроводный консорциум создал профицит мощностей. Применение антифрикционной присадки позволяет ему уже сейчас транспортировать до 72 млн т в год. При этом, как уже отмечалось, планы на 2020 год предусматривают прокачку 65 млн т. Для некоторых производителей, например, Кашаганского месторождения, альтернативы КТК попросту нет. 
Через систему Атырау-Самара, по данным «Казмунайгаза», в 2019 году было транспортировано 14,3 млн т, из них из ресурсов самого КМГ – 6,2 млн т. Проектная же мощность нефтепровода Атырау-Самара составляет 17,5 млн т в год.

Дмитрий КОПТЕВ, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК  ) 



Поделиться этой новостью у себя в соцсетях

Поиск по теме: Казахстан, Транснефть, трубопроводы, Цена на нефть

 

к следующей новости раздела

5 мая 2020

Коронавирус привел к крупнейшим потрясениям для мировой энергетики с 1940-х годов

к предыдущей новости раздела

6 апреля 2020

Россия и Саудовская Аравия ждут от США присоединения к нефтяному ограничению

к следующей новости главной ленты

27 апреля 2020

Нефтегазовые проекты Арктики, эффективное строительство и налоговые льготы…

к предыдущей новости главной ленты

27 апреля 2020

Татнефть обеспечит продуктами жителей Юго-Востока Татарстана, попавших в трудную ситуацию