Архив новостей

Апрель2020

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

Казахстан еще не скоро станет независимым в нефтепродуктообеспечении

Модернизация Павлодарского и Шымкентского НПЗ уперлась в недостаток средств

(26 ноября 2015 19:54 , ИА "Девон" )

Сроки модернизации Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов могут быть перенесены. Причиной, как заявил министр энергетики Казахстана на заседании правительства, является нехватка средств.
«Три завода модернизируются, по АНПЗ – Атыраускому нефтеперерабатывающему заводу, – на сегодня проблем нет, строительно-монтажные работы будут закончены в декабре 2016 года и начнутся пусковые работы. Программа модернизации Павлодарского НПЗ была скорректирована в сторону уменьшения затратной части», – приводит казахстанское издание «Литер» слова министра.
Ранее сообщалось, что модернизация всех трех НПЗ в Казахстане должна быть завершена в 2016 году.
Три казахстанских НПЗ могут перерабатывать примерно 14,5 млн тонн сырья в год при потребности Казахстана в 17–17,5 млн. Наиболее эффективным является Шымкентский НПЗ, на котором ежегодно перерабатывается около 6 млн тонн нефти. Вместе с тем уровень переработки нефти на казахстанских НПЗ с трудом достигает 45%, в то время как в среднем в мире этот показатель составляет 85–90%.
По данным АО «КазМунайГаз – переработка и маркетинг», стоимость модернизации Атырауского НПЗ составит 3,1 млрд долларов, Шымкентского НПЗ – 1,8 млрд долларов и Павлодарского НХЗ – 700 млн долларов. Всего на модернизацию НПЗ планируется затратить 5,65 млрд долларов, хотя первоначально на эти цели закладывалось 3,5 млрд долларов.
В свете финансового кризиса все реже поднимается вопрос строительства четвертого НПЗ, с которым связывают обретение Казахстаном топливной независимости. Сейчас республика на треть зависит от поставок топлива из России, что отражается и на стоимости ГСМ.
Между тем на этой неделе Министерство национальной экономики (МНЭ) в комментарии казахстанским СМИ сообщило, что цена на бензин в связи с повышением с 25 ноября 2015 года акцизов на ГСМ вырастет на 3,9% (на 5 тенге). В комментарии МНЭ подчеркивается, что сделано это в целях обеспечения экономической безопасности, исходя из сложившейся экономической ситуации по ценообразованию на нефтепродукты.
На решение о повышении ставок акцизов на нефтепродукты повлияло следующее обстоятельство: 4 сентября 2015 года правительством РК принято решение о прекращении государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92, в результате на сегодняшний день стоимость бензина марки АИ-92 выросла со 108 тенге до 128 тенге за 1 литр.
Однако надо учитывать тот факт, что в Казахстане существуют два ценообразования на нефтепродукты. Это внутреннее ценообразование и недостающее, импортируемое из РФ. В целях экономического стимулирования импорта из РФ в Казахстан и покрытия дефицита было решено прекратить государственное регулирование цен на бензин марки АИ-92, при этом часть сверхдоходов, получаемых внутренними производителями за счет увеличения цены на бензин, «изъять» в бюджет в виде акцизов», – подчеркнули в МНЭ.
Экономический аналитик Ибраш Нусупбаев сказал, если тонна сырой нефти, условно говоря, даст доход 100 единиц, то тонна переработанной нефти – 1200 единиц. Однако Казахстан предпочитает брать не кредиты, а стремится получать китайские инвестиции на модернизацию Шымкентского НПЗ. Даже если модернизация НПЗ будет проведена на высоком уровне и качество продукции станет полностью соответствовать мировым стандартам, то казахстанцы продукцию наших НПЗ не увидят, так как их владельцы начнут ее продавать в полном объеме в другие страны мира, где цена на топливо выше, чем в Казахстане. Перспектива же строительства четвертого НПЗ полностью зависит от казахстанских чиновников», – отметил Ибраш Нусупбаев.
Однако, по словам Жараса Ахметова, сейчас более эффективно расширять действующие производства и увеличивать глубину переработки, чем строить новый НПЗ. Если на действующих мощностях за счет расширения крекинга или замедленного коксования удастся увеличить выход светлых продуктов до 90%, это не только избавит Казахстан от зависимости от российского экспорта, но и позволит открыть экспорт светлых нефтепродуктов.
А вот экс-глава Казахстанского института развития индустрии, независимый консультант Ануар Буранбаев видит другую причину как отсрочки модернизации трех НПЗ, так и строительства четвертого. По его словам, все эти проблемы связаны со слишком поздней отменой регулирования цен на бензин, которую нужно было проводить в «жирные» годы. Из-за регулирования цен на бензин его производство было непривлекательным бизнесом, что привело к отсутствию интереса к строительству четвертого НПЗ.

Нефтегазовый аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что дополнительные финансовые поступления в виде акцизов в какой-то степени помогут завершить модернизацию НПЗ. Он подчеркнул, что строительство современного НПЗ является очень непростым делом. Например, в России с начала 90-х годов был построен лишь один такой завод - Танеко, принадлежащий Татнефти. Его доля в российской нефтепереработке составляет примерно 3%.

 

Информ Девон сообщал об ограничительных мерах Казахстана в отношении поставок российских нефтепродуктов в стремлении оградить местные НПЗ от конкуренции.


 

Поиск по теме: Казахстан, модернизация НПЗ, цена бензина

 

к следующей новости раздела

2 декабря 2015

Отложенный эффект

к предыдущей новости раздела

25 ноября 2015

Импортозамещающее масло и госрегулирование

к следующей новости главной ленты

27 ноября 2015

В «Татнефти» состоялся молодежный форум

к предыдущей новости главной ленты

26 ноября 2015

В Саратовской области добыт 1 млрд кубометров газоконденсата