Архив новостей

Ноябрь2019

пн. вт. ср. чт. пт. сб. вс.
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Если вы нашли ошибку на сайте

Система Orphus

Спасибо!

К нефтепереработке без остатка

(7 апреля 2014 20:11 )

ТАНЕКО вышел на новый этап развития

Нефтеперерабатывающая отрасль России, как ни печально, в целом отстает в своем развитии в сравнении с западными странами. Качество нефтепродуктов в своей массе не соответствует взыскательным требованиям, а доля выработки мазута в несколько раз превышает аналогичные мировые показатели. Глубина переработки нефти составляет, в среднем, около 71%, в то время как в Европе - 85%, в США - 96%.

Чтобы выправить такое положение, Правительство РФ утвердило программу развития нефтепереработки до 2020 года. Задачей поставлено насыщение внутреннего рынка высококачественными нефтепродуктами и наращивание их экспорта. Для этого отечественным НПЗ в сжатые сроки придется вдвое сократить выработку топочного мазута и к 2020 году довести глубину переработки до 85%.

Документ дал новый импульс развитию отрасли. Это позволило перейти на использование топлива стандарта не ниже класса «3». Но пока еще есть тревожные ожидания, удастся ли с 2016 года вывести из оборота моторное топливо ниже 5-го класса, как это предписано техрегламентом.

В этой связи интересен опыт «Татнефти», которая впервые на постсоветском пространстве за последние 30 лет построила с нуля НПЗ. Пока он претендует на право называться самым современным. Но ведется строительство следующих его этапов, и поэтому нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО» в Нижнекамске не перестает радовать позитивными новостями.

Завод был пущен в промышленную эксплуатацию в конце 2011 года. Сегодня глубина переработки сырья превысила среднероссийскую и достигла 73,5%. При этом товарный мазут в корзине нефтепродуктов «весит» лишь около 25% - это хороший показатель для первичной переработки. Сегодня полноценно действующее производство ТАНЕКО включает установку первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7, установки висбрекинга, стабилизации нафты, производство серы.

Завод хоть и построили недавно, но уже успели усовершенствовать. Благодаря этому его проектная мощность увеличена на 15%. Если в прошлом году на ТАНЕКО переработано 7,6 млн тонн нефти вместо проектных 7 миллионов, то в 2014-м этот показатель, как ожидается, вырастет 8 млн. тонн.

Топливо 21 века
Очередное знаковое событие произошло в конце января 2014 года. На годовой конференции коллектива «Татнефти» генеральный директор компании Наиль Маганов сообщил, что на комбинированной установке гидрокрекинга (КУГ) ТАНЕКО получена первая партия дизельного топлива стандарта «Евро-5». «Это большая победа!» - подчеркнул гендиректор. Ведь по сложности строительства и сжатым его срокам (всего за три года) аналогов объекту в стране нет. Обычно на строительство аналогичных установок уходит порядка 6-10 лет.

Официально действующей установка может считаться после 60 суток «пробега» на полном режиме и прохождения всех разрешительных и регистрационных процедур. И вот на днях пришла очередная новость: 24 марта Ростехнадзор выдал ОАО «ТАНЕКО» заключение о соответствии требованиям технических регламентов и проектной документации основных объектов новой установки. А это значит, что комбинированная установка гидрокрекинга выведена в режим промышленной эксплуатации.

Ежегодно здесь планируется производить до 1,2 миллионов тонн дизельного топлива, а также 380 тысяч тонн авиационного керосина марки Jet, 600 тысяч тонн бензина для дальнейшей переработки, гидроочищенный газойль. Установка будет перерабатывать вакуумный газойль (до 2,9 млн тонн в год), который выходит после первичной переработки и относится к темным нефтепродуктам. Таким образом, доля светлых продуктов в корзине ТАНЕКО заметно вырастет, что позволит предприятию выйти на передовые позиции среди российских НПЗ.

Но это еще не все. Уже в текущем году планируется приступить к выпуску базовых масел  III группы. У них будут хорошие низкотемпературные свойства, показатели по испаряемости и цвету, высокий индекс вязкости.

Что же собой представляет танековское дизтопливо? Одним из главных его преимуществ называют наибольшую адаптированность к суровым условиям российской зимы. В межсезонье, когда в баках заправлено еще летнее топливо, случись резкое похолодание, водители не почувствуют разницы даже при минус 20 градусах! Эту особенность танековского топлива называют исключительным конкурентным преимуществом на российском рынке.

И еще один существенный плюс. У двигателя, работающего на дизтопливе «ТАНЕКО», повышается КПД и снижается удельный расход. Благодаря высокому цетановому числу – 60 единиц (при норме не менее 47) - оптимизируется процесс сгорания топливной смеси, скорость прогрева двигателя, равномерность его работы, уменьшаются шум и вибрация.
Есть и еще и экологический момент. Преимуществом дизтоплива «ТАНЕКО» является ультранизкое содержание серы - менее трех грамм на тонну. Кроме того, благодаря пониженному содержанию полициклических ароматических соединений или, проще говоря, «ароматики», будут сведены к минимуму нагарообразование в двигателе, дымность выхлопов автомобилей.

В перспективе завод доведет выпуск дизтоплива до 2,7 млн тонн в год. В первую очередь им будут обеспечивать разветвленную сеть автозаправок «Татнефти». Теперь у них, помимо высокого уровня сервиса, появится еще один весомый фактор конкурентоспособности. «Так что милости просим на наши заправки!» - пригласил Наиль Маганов журналистов, обступивших его сразу после той конференции, где прозвучала знаковая новость.

Дальше, глубже…
«Татнефть» на строительство комплекса заводов «ТАНЕКО» в целом направила собственных 250 млрд рублей, в том числе более 32 миллиардов рублей в 2013 году. Следует учесть, что сюда входят и затраты на базовые постройки и инфраструктуру, которые послужат для дальнейшего развития комплекса.

Если завод первичной переработки создавался с нуля в чистом поле, то для последующих этапов есть уже основательный задел. Не надо будет вкладываться в создание хозяйства по обеспечению энергетическими и природными ресурсами, подводить трубопроводы, железнодорожные и автомобильные коммуникации и т. п.

Кстати, о коммуникациях. В рамках частно-государственного партнерства из Инвестфонда РФ на первоначальном этапе было выделено 16,5 млрд рублей. Эти деньги пошли на создание внешних железных дорог и трубопроводов, которые, оставаясь собственностью государства, находятся в оперативном управлении РЖД и Транснефти.

Сегодня детище «Татнефти» возвращает затраченные деньги. В 2013 году ТАНЕКО начал погашать займы материнской компании и уплачивать солидные суммы налогов. С каждым годом обратный денежный поток будет только нарастать, и «Татнефти» не придется отвлекать свои финансовые ресурсы для следующих этапов комплекса нефтепереработки.

О каких этапах идет речь? Планируется построить завод глубокой переработки нефти. В его составе будут работать установки замедленного коксования, каталитического крекинга, каталитического риформинга и изомеризации. Плюс гидроочистка нафты, керосиновых и дизельных фракций. Это позволит повысить глубину переработки нефти, расширить ассортимент продукции и увеличить выпуск моторных топлив «Евро–5».
В начале 2015 года планируется прекратить выпуск мазута. Следующей задачей станет выпуск высококачественного автобензина. Будут производиться и полупродукты как сырье для нефтехимии. Это даст возможность развивать проекты и в этом направлении.

Кокс – единственный неперерабатываемый остаток – пойдет в качестве топлива для специальных котлов Нижнекамской ТЭЦ (дочернее общество ОАО «Татнефть»). Для этого ведется ее реконструкции с увеличением выработки электроэнергии (еще один синергетический эффект для Нижнекамского промышленного округа). Таким образом, будет достигнута практически безостаточная переработка нефти.

Тем временем идет проработка проекта по строительству на той же площадке уже второго НПЗ еще на 7 млн тонн нефти. Он включён в генеральную схему развития нефтяной отрасли РФ.

Реализация дальнейших этапов проекта «ТАНЕКО» позволит довести глубину переработки нефти до 97%. Это станет ещё одним шагом татарстанских нефтяников в решении задач, поставленных руководством России перед отраслью. Главной из них является замещение вывоза сырой нефти экспортом конечной продукции с максимальной добавленной стоимостью.

 

Анвар Маликов, ИА «Девон»

 

 

 

 

к следующей новости раздела

1 мая 2014

Нестабильная стабильность

к предыдущей новости раздела

30 марта 2014

Как Украина построила нефтепровод поперек

к следующей новости главной ленты

8 апреля 2014

«Татнефть» за первый квартал добыла 6,453 млн тонн нефти

к предыдущей новости главной ленты

7 апреля 2014

В Казахстане пробурят 14-километровые скважины